17,9 тыс подписчиков
[History]
Заканчивая (может на время) обсуждения хода боя у Коронеля 1 октября 1914 года, считаю необходимым обратить внимание еще на одного участника событий - легкий крейсер "Глазго".
Действия этого корабля в бою вопросов не вызывают, он по мере сил старался внести свою лепту, обстреливая "Шарнхорст" и "Гнейзенау", по некоторым данным, обеспечив одно попадание в кормовую башню "Гнейзенау".
На первом этапе "Глазго" практически не обстреливался, и только когда к месте боя подошли немецкие КР "Дрезден" и "Лейпциг", они открыли огонь по британскому легкому крейсеру.
Нет смысла что-то пересказывать - дадим слово самому командиру крейсера капитану 1 ранга Люсу. В своем рапорте он пишет (выдержка): "...Корабли противника очень быстро пристрелялись, и их третий залп вызвал сильные пожары в носовой части обоих наших крейсеров... В 7:50 пополудни огромный взрыв произошел на "Гуд Хоупе" в средней части корабля. пламя достигло высоты 200 футов. Вероятно, этот взрыв вызвал полное разрушение корабля.... "Монмут" очень сильно осел носом и был вынужден отвернуть, чтобы стать кормой к волнению, сообщив об этом повороте на "Глазго". В 8:30 "Глазго" передал на "Монмут" сообщение :"Противник позади нас", но никакого ответа не получил. В это время открылась луна, и в ее свете были обнаружены приближающие корабли противника. "Глазго" не имел возможности оказать помощь "Монмуту", поэтому стал уходить полным ходом во избежание полной гибели. В 8:50 пополудни корабли противника скрылись из видимости. В 9:20 наблюдались 75 выстрелов, которые, без сомнения, стали последним боем "Монмута"."
Очень показательны слова одного из членов экипажа "Глазго" (из письма адресату в Ньюпорт (о.Уайт), часть которого была опубликована 21 декабря 1914 года в газете): "... Вскоре "Монмут сообщил: "Вода быстро прибывает. Машины повреждены и затапливаются. При появлении врага попробуем приблизиться и торпедировать его". Это было последнее сообщение со старичка "Монмута". Когда капитан передал нам этот сигнал, у нас на глаза наворачивались слезы. Мы не могли затопить крейсер и оставаться на месте, чтобы оказать помощь, так как наш крейсер тоже затапливался, и вся команда была занята сохранением корабля на плаву. Так что наш капитан приказал: "Полный ход вперед!", так как мы становились хорошей мишенью для противника и если бы еще задержались, то разделили бы судьбу наших товарищей. Так что мы были побеждены, но не опозорены."
Интересные факты, я могу ошибаться, но как "диванный эксперт" (что тут сказать) думаю о том, насколько решение командира "Глазго" было оправдано. Мы знаем, что броненосные КР не пошли искать "Монмут", и отправленные на поиск "Дрезден" и "Лейпциг" его тоже не нашли, значит они бы и не нашли "Глазго". В тоже время подошедший к месту "Нюрнберг" (10-105-мм орудий, из них 5- в бортовом залпе) изначально был слабее "Глазго" (бортовой залп - 2-152-мм и 6-102-мм пушки), причем существенно, если вспомнить, что британцы использовали лиддитные снаряды (привет "Эмдену").
В этой ситуации действия Люса выглядят как поспешные, он хотя бы мог сделать попытку спасти часть экипажа "Монмута", и своим огнем отогнать "Нюрнберг".
Может "Глазго" был серьезно поврежден?
Да, КР в ходе боя получил шесть 105-мм фугасных снарядов: один - в рубку и не взорвался, четыре - в левый борт, в угольные ямы (без серьезных разрушений), еще один - в корму по ЛБ, сделав пробоину площадью 1,8 кв.м.
Из перечисленных попаданий только последнее было опасным, но его размеры (примерно 1,3х1,3м) дают шанс на то, чтобы заделать пробоину, к тому же пробоина была ВЫШЕ ватерлинии. Вообще все попадания были выше ватерлинии, броневая палуба не была пробита, возможно вода захлестывала угольные ямы? Возможно, но...
По моему мнению, Люс проявил чрезмерную осторожность, оставив без помощи экипаж "Монмута".
И в подтверждение можно вспомнить уже другой бой - Фолклендский. При общем подавляющем превосходстве у британцев Люс на "Глазго" вновь действовал настолько осторожно, что дал уйти "Дрездену", которого пришлось искать несколько месяцев.
На фото - легкий крейсер "Глазго"
3 минуты
4 ноября 2022
984 читали