Найти тему
72 подписчика

Чуковский в романе «Серебряный герб» так описывает свою гимназическую встречу со священником о.Мелетием:


«Он поворачивает ко мне лохматую голову, и вдруг его чахлые, тонкие губы искажаются ужасом.

— Ты… ты… ты!.. — говорит он, задыхаясь от гнева, и хватает меня за плечо.

Я гляжу на него с изумлением, и тут мне становится ясно, что теперь мне не будет пощады! Потому что пирожок у меня с мясом! Сегодня же, как нарочно, пятница, а Мелетий тысячу раз говорил нам, чтобы по средам и пятницам, особенно великим постом, мы, православные, и думать не смели о мясе, ибо господь бог будто бы обижается, если мы съедим в эти дни кусочек ветчины или, скажем, говядины. Я этому не слишком-то верил: неужели Господу Богу не скучно заглядывать каждому школьнику в рот! Но Мелетий уверял нас, что это именно так, и горе тому нечестивцу, который сегодня (в пятницу!) дерзнул предстать перед ним с мясным пирожком — нарочно, чтобы поиздеваться над ним, да-да-да!

Непрожеванный кусок этой преступной еды так и застрял у меня в горле.

Я понял, что мне прощения нет и не будет, но все же лепетал механически:

— Батюшка, простите, пожалуйста!»


И как разительно отличается от воззрений этого о.Мелетия подлинно святоотеческая мысль церкви, когда, допустим, Иоанн Кассиан Римлянин пишет в своих аскетических (!) главах, что пост – средняя добродетель, за исполнение которой не награждают, а за неисполнение – не наказывают. И что всё дело в том, продолжает Кассиан, чтобы в посту совершать добрые дела, потому что, как говорил Антоний Великий: «Единственный путь к познанию Бога – это доброта».
1 минута