25 подписчиков
О ПРОЗРАЧНОСТИ
Я думаю, у каждого в детстве были такие таинственные страшные места, которые с одной стороны притягивали к себе, а с другой стороны пугали. Например, заброшенный дом, какой-нибудь подвал, чердак или вечно закрытая комната. Очень хотелось заглянуть, но страшно. Как будто там, в этом таинственном месте прячутся демоны или какие-нибудь страшилища.
Самое интересное, что в душе человека вырастает много таких комнат и подвалов. Откуда они берутся? Господь так премудро устроил нашу психику, что когда на нас сваливается что-то очень страшное, что выдержать мы не можем, то это событие уходит в так называемый подвал нашей души и закрывается на замок. Совсем недавно я был свидетелем, когда одного человека спросили про его детство. Когда ему было 8-9 лет, у него появился отчим, который воевал в Афгане. Вспоминая этот период, у него пошли слёзы и он сказал, что не помнит ничего, поскольку отчим был очень жестоким человеком и видимо сильно издевался над ним и поэтому он даже не может погрузиться в эти события, хотя прошло 30 лет. Т.е. не вынося этого ужаса, его психика спрятала от него весь тот период. По-другому это называют психологическими защитами. Вот так появился «таинственный подвал» в душе, то место, которое занимает определённую часть и не даёт дышать полной грудью, становится тесно внутри, неуютно.
У митрополита Антония Сурожского очень часто встречается призыв, чтобы мы стали прозрачными для Бога. Меня всегда цепляло понятие прозрачности. Ведь, чтобы стать прозрачным для Бога, мне нужно стать прозрачным для самого себя. Это значит, что мне нужно идти во все эти подвалы, чердаки и комнаты. И что же я найду в этих потаённых местах? Самое удивительное, что войдя туда, я встречу самого себя: в стыде, в слабости, в страхе, в обиде и прочих неприятных состояниях. В этот момент, мне нужно либо принять себя такого некрасивого, никчёмного и ужасного и сказать: «Да. Это я!» или же со стыдом захлопнуть дверь со словами: «Это не я!».
Мне кажется, евангельская притча о мытаре и фарисее ровно об этом. Фарисей в молитве говорит о чём угодно, только не о своём внутреннем состоянии, в отличие от мытаря, который спустившись во все свои страшные подвалы, произносит: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18:13) С духовной точки зрения, чем больше подвалов и потаённых комнат у человека, тем более искажённая картина о себе, ближнем, Боге и мире у человека формируется. Осуждение точно всегда вырастает на этой почве. Не желание видеть и знать себя является грехом. Именно поэтому одно из прошений великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина звучит как: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Человеку верующему, с одной стороны и проще, но с другой и сложнее погружаться в себя. Всё зависит от того, как я воспринимаю Бога. Если Он тот, кто любит меня безусловной любовью и готов меня принять любым, то я буду готов идти в любые подвалы и снова проживать те ужасы, боли, стыд и страдания, которые когда-то со мной происходили и тем самым обретать свободу. Но если Бог - это злой родитель или надзиратель, перед которым мне нужно выглядеть очень хорошим, иначе я получу подзатыльник, то скорей всего я выберу ложь. Т.е. из страха буду лгать, прикидываться тем, кем я не являюсь и, конечно же, осуждать окружающих, ради оправдания собственной лжи.
Поэтому, я думаю, что один из показателей прозрачности – это готовность разговаривать на любую тему из своей биографии, включая самую неприятную.
Все психологические защиты должны быть сняты. Все подвалы вскрыты. Душа, чтобы пребывать в полноценных отношениях с собой, ближнем и Богом, должна иметь внутренний бесконечный простор. Когда в монастырь приходил новоначальный послушник, то от него требовалось ежедневное откровение помыслов. Первое духовное упражнение – стать открытой книгой, в которой нет слипшихся страниц.
Монах Ефрем Метс
3 минуты
2 ноября 2022