Найти в Дзене
ОТ ЖАЖДЫ ЗЕМНОЙ К ЖАЖДЕ НЕБЕСНОЙ. САМАРЯНКА
Много ли было женщин, с которыми бы Христос говорил наедине, да ещё и на догматические темы, которые Он обычно вёл с книжниками и первосвященниками? Не было таких женщин, кроме одной. Вот о ней сегодня и речь. 1) Кто такие самаряне? Когда-то Израиль, состоящий из 12 колен был единым государством. Но при сыновьях царя Соломона страна раскололась на две части. Северное царство стало называться Израилем (10 колен) со столицей Самарией, а южное царство стало называть Иудеей (2 колена) со столицей Иерусалимом...
2 года назад
Из воспоминаний архимандрита Иоанна (Шаховского), настоятеля Свято-Владимировского храма в Берлине с 1932 по 1945 гг. В начале 1942 г. состоялись лагерные богослужения возглавившего вскоре миссионерский епархиальный комитет архимандрита Иоанна (Шаховского). Позднее он писал в главе «Город в огне» своей книги воспоминаний: «Всего один раз в 1942 г. мне удалось посетить лагерь военнопленных. Это был офицерский лагерь около Бад-Киссингена. Кроме нескольких старших офицеров туда было интернировано около 2000 молодых лейтенантов советской армии. Можно представить себе мое удивление, когда среди этих советских офицеров, родившихся после Октября, сразу же организовался церковный хор, спевший без нот всю литургию. Приблизительно половина пленных захотела принять участие в церковной службе, общей исповеди и причастилась Святых Тайн. В этой поездке меня сопровождал о. Александр Киселев. По возвращении в Берлин я был немедленно вызван на допрос в гестапо, которое оказалось взволновано самим фактом нашего посещения этого лагеря по приглашению комендатуры». По указанию властей Вермахта восточные рабочие вывезенные из Восточной Европы и СССР должны были носить на груди четырехугольник: голубое поле, а на нем белые буквы «OST» (нем. ВОСТОК), и отец Иоанн 24 марта 1943 г. произнес во Владимирской церкви Берлина ставшую широко известной проповедь «Восток имя ему». В ней говорилось о тайне надписи на груди униженных русских людей: «Имя Христово отпечатлено около их сердца…» «Гестапо, испуганное этим начавшимся наплывом в наш храм „остовцев“, привезенных в лагеря Берлина, захотело, чтобы я вывесил у храма объявление о том, что в мою церковь воспрещается вход людям с „Востока“. Я сказал чиновнику гестапо, что Церковь Христова зовет к себе людей, а не отталкивает их. Но позже мне пришлось запрещать молодежи русской в праздничные дни Церкви, совпадавшие с рабочими днями, перескакивать через ограду лагеря и уходить в храм. Как ни радостно было видеть такой героизм, я категорически запрещал его, ради физического сохранения этих горячих верой людей». Наряду с усилением запретов на посещение восточными рабочими богослужений вне лагерей, в конце 1942 г. немецкие ведомства впервые стали задумываться о необходимости сделать некоторые уступки. Неуклонное стремление к вере миллионов вывезенных в Германию русских людей заставляло нацистские власти начать отступление от своих первоначальных установок, и чем дальше, тем больше. Летом 1943 г. митр. Серафиму удалось осуществить поразительную акцию. В епархиальном журнале 9 августа сообщалось, что 2 августа в лагере военнопленных Луккенвальде в специальном бараке состоялось освящение церкви во имя св. князя Владимира. В ней еженедельно по воскресеньям стали служить священник Михаил Попов и не названный по имени московский протодиакон — оба из местных военнопленных. А в освящении украшенной настенной росписью церкви и первом торжественном богослужении участвовали также епископ Потсдамский Филипп и архим. Стефан, храм был переполнен молящимися, пел хор из военнопленных. Не допущенные на Родину русские эмигранты со всем нереализованным, десятилетиями копившимся стремлением быть полезными России, принялись помогать не по своей воле оказавшимся в Германии и находившимся в бедственной ситуации соотечественникам, для которых эта духовная и материальная помощь зачастую была единственным утешением и поддержкой, помогавшей выжить в нечеловеческих условиях. Были, конечно, и немцы, старавшиеся реально помочь советским военнопленным и тесно сотрудничавшие в этом деле с русскими священниками и мирянами. Один из таких ярких примеров также привел в своих воспоминаниях владыка Иоанн: «Сколько было в те дни добрых, жертвенных и мужественно-христианских душ в Германии. Могу свидетельствовать о жертвенном, чисто христианском отношении к русским военнопленным одного мекленбургского помещика, посчитавшего своим долгом похоронить с православной молитвой скончавшегося в его имении русскою военнопленного. Наше Сестричество церковное приняло участие в этой акции, за которую немец был предан суду нацистов, мужественно держал с
2 года назад
В НЕЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ. РАССЛАБЛЕННЫЙ
В третье воскресенье после Пасхи вспоминается исцеление Иисусом расслабленного. И всё-таки расслабленный очень не простой человек. Посидишь, подумаешь над этим отрывком и даже в недоумение какое-то приходишь. Но прежде чем поделиться этим, мне бы сначала хотелось ввести небольшую преамбулу, чтобы было понятно то, что я хочу сказать. В общем, есть психологическая закономерность в принятии чего-то неизбежного. Она выглядит так: отрицание – гнев – торг – депрессия – принятие. Например, человеку сообщили, что у него онкология, причём уже в запущенном виде и скорее всего, жить ему недолго...
2 года назад
АПОСТОЛЫ ДЛЯ АПОСТОЛОВ. МИРОНОСИЦЫ
Оказывается праздник жён-мироносиц не такой уж и простой. Подумал немного над явлением воскресшего Христа женщинам и понял, что вопросов больше чем ответов. Будем разбираться. Раннее утро воскресного дня, ещё даже солнце не встало, а женщины уже идут ко гробу Господню. 1) Христа сняли с Креста в пятницу вечером. По заповеди в субботний день запрещено, что-либо делать. Поэтому все сидят по домам. Наступает воскресенье. Женщины уверены, что похороны прошли второпях и поэтому некачественно. Вот они и идут, по сути, завершить погребение...
2 года назад
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ «Ныне отпущаеши» исполняет хор Свято-Троицкого храма с. Якшур, Завьяловского района Текст на церковнославянском языке Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Текст на русском языке Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо увидели очи мои спасение Твое, уготованное пред лицом всех людей, свет для откровения народам, и славу людей Твоих Израиля. Песнопение «Ныне отпущаеши» взято из второй главы евангелия от Луки. Дева Мария принесла сорокадневного Иисуса в храм. На встречу вышел к ней старец Симеон и, взяв в руки Младенца, произнёс вышеизложенные слова. Мы не будем подробно разбирать само событие, поскольку этому посвящён праздник Сретение Господне, который в своё время и распишем. Обратимся к самому содержанию. Это песнопение можно назвать учением о христианской смерти. Поскольку каждый из нас умрёт, тем более, неизвестно когда, то очень важно к этому подготовиться. Священник Павел Флоренский писал: «Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Человек не умеет умирать, и смерть его происходит ощупью, в потемках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка. Чтобы умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого необходимо умирать еще при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством». Таким учителем умирания является для нас святой Симеон Богоприимец. Один писатель сказал, что мы рождаемся одинокими и умираем одинокими. Вот и ответ этому писателю: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром». Приняв Христа, Симеон идёт умирать не жутком одиночестве, оставаясь один на один с адской бездной, а вместе с Богом. Когда человек тонет, и кто-то хочет его спасти, то задача тонущего расслабиться и позволить спасателю вытащить его из воды. Так и теперь я умираю со Христом и моя задача вверить себя Ему, получить мир и покой. Отдаю себя Ему и иду в смерть с полной уверенностью. Таинство Крещение полностью отражает этот самый смысл. Знаете или нет, но крещенская купель символизирует гроб. Погружение в купель символизирует смерть. Вот, например, слова апостола Павла, которые читают на этом Таинстве: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим.6:3-4) Если спросить людей, как бы вы хотели умереть, то большинство ответит: внезапно. Или во сне или ещё как-нибудь, лишь бы не мучиться. Раньше христиане внезапной смерти боялись. Ведь смерть - это то, к чему нужно приготовиться и страшно умереть неподготовленным к встрече с Богом. Соединение с Ним в молитве, Таинствах Исповеди и Причастия является самым главным залогом того, что встреча эта принесёт радость, а не страх. А поскольку смерть может придти в любой момент, то готовность моя должна быть всегда со мной! Монах Ефрем Метс vk.com/...027
2 года назад
Приезжала к нам в Паздеры фотограф Наталья Мадильян. Вот, в кадр попала собака новая, привезли из Ижевска. Вроде кобель, а мы его Жучкой называем, очень созвучно ему. Первоклассный охранник, может громко скулить, лаять пока совсем "никак"!
2 года назад
ПРИКАСАТЬСЯ ИЛИ НЕ ПРИКАСАТЬСЯ
Грядёт праздник Антипасхи, вспоминается событие, которое называется «Уверение апостола Фомы». В связи с этим хочется вспомнить другой эпизод, который в контексте этого праздника не очень понятен. Это явление Христа Марии Магдалине. Приведу два эти отрывка из Евангелия от Иоанна: Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему...
2 года назад
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ «Сподоби Господи» исполняет хор Свято-Троицкого храма с. Якшур, Завьяловского района Текст на церковнославянском языке Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Текст на русском языке Удостой, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвалится и славится имя Твое во веки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня правдам Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня правдой Твоей. Благословен Ты, Святый, просвети меня правдами Твоими. Господи, милость Твоя во век, дела рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва «Сподоби Господи» зафиксирована уже 6 веке. И поётся на вечерне после сугубой ектеньи. Первое её прошение связано с избавлением от самого большого зла в жизни человека, т.е. греха. Если я действительно это понимаю не только умом, но и сердцем, то буду просить Бога об избавлении от этого недуга. Поскольку только Бог имеет силу разрушить действие греха. Что же требуется тогда от меня? Первое, что нужно, так это желание учиться: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Есть человеческие оправдания или лучше сказать лукавые самооправдания, а есть божественные оправдания, т.е. заповеди Божии. Если человек не станет духовным учеником, то никогда ничему не научится, будет деградировать, следовательно, не сможет выстроить отношения с Богом. Второе, что нужно, так это, чтобы на пути ученичества не уклонится с истинного пути: «Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим». Пока человек живёт, он идёт постоянно по пути. Искушения и соблазны подстерегают на протяжении всей жизни. Ересь и духовная прелесть бывает от того, что человек не принимает вразумление, от Бога ли оно через совесть или же от человека просвещённого Богом. Оттого мы и просим вразумления, помня, что можем ошибаться. Третье состояние можно назвать высшим: «Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Просвещение – непрестанное нахождение в благодати. Господь освящает жизненный путь, и становятся видны все соблазны и ловушки, правды и неправды, понимание того, что важно, а что второстепенно. Для просвещённого человека божественный огонь – самое дорогое, что есть у него, потому всеми силами он оберегает и сохраняет его. Проходя все эти этапы и получая просимое, человек опытно познаёт самую важную истину о Боге: «Господи, милость Твоя во век»! Милость произрастающая из божественной любви основа всего мироздания, а также сотворения и спасения человека. А потому: «Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Монах Ефрем Метс vk.com/...026
2 года назад
На всех углах твердят вопрос, осклабясь радостно, как звери: «Уроды, где же ваш Христос?» А наш Христос пока в пещере, в ночной тиши. От чуждых глаз его скрывает плащаница. Он там, пока любой из нас не дрогнет и не усомнится. Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья: — Погибло все. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зерна. — Предатель ты. — Подослан ты. — Он был неправ. — Неправ?! — Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес… Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда еще чуть-чуть — и все бы. Глядишь кругом — земля черна. Еще потерпим — и привыкнем. И в воскресение зерна никто не верит, как Уитмен. Нас окружает только месть, и празднословье, и опаска, а если вдруг надежда есть — то это все еще не Пасха. Провал не так еще глубок. Мы скатимся к осипшим песням о том, что не воскреснет Бог, а мы подавно не воскреснем. Он нас презрел, забыл, отверг, лишил и гнева, и заботы; сперва прошел страстной четверг, потом безвременье субботы, — и лишь тогда ударит свет, его увижу в этот день я: не раньше, нет, не позже, нет, — в час отреченья и паденья. Когда не десять и не сто, а миллион поверит бреду; когда уже ничто, ничто не намекает на победу, — ударит свет и все сожжет, и смерть отступится, оскалясь. Вот Пасха. Вот ее сюжет. Христос воскрес. А вы боялись. Автор - Дмитрий Быков
2 года назад
ТАИНСТВО УНИЖЕННОГО БОГА Страдания Христа можно назвать самым соблазнительным местом в истории спасения человека. В человеческий ум это никак не вмещается. Когда Иисус заговорил о своём будущем страдании, то тут же встретил сопротивление: но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Мк.8:32-33) Обратим внимание, Пётр сопротивляется не своему страданию, а именно страданиям Христа. Что значит думать по человечески? Вся античная философия воспринимала страдание как зло, которое нужно избегать насколько это возможно. А уж буддизм вообще весь построен на том, чтобы максимально далеко убежать от страданий. И ведь по-человечески каждый из нас это понимает и принимает. Но Христос говорит, что божественная логика прямо противоположна человеческой. Знаменитая библейская 53 глава пророка Исайи, когда он увидел распятие Мессии, начинается со слов: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (Ис.53:1)Исайя спрашивает Господа: как в это вообще можно поверить? Как можно такое распознать? Сам пророк, по сути, говорит, что такой путь спасения – абсурд. Далее Исайя пишет: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. (Ис.53:4) Мы думали так, а оказалось совсем по-другому. Т.е. человеческая мысль никогда не сможет такое принять и понять. Апостол Павел напрямую называет распятие Христа соблазном и безумием.(1Кор.1:23) Слово «соблазн», с греческого звучит, как «скандал», т.е. ловушка. Распятый Христос – это мир шиворот-навыворот. К Христианству во все времена был один и тот же вопрос: А что по-другому мир нельзя никак спасти? Вот представьте, вам сказали бы спасти человечество, какой способ вы бы выбрали? Отвечу за вас: какой угодно, только не добровольное распятие! Сегодня выходит огромное количество американских фильмов про супергероев, спасающих мир. Вот типичные человеческие, а лучше сказать языческие представления о спасителях, типа Бэтмэна, Супермэна, Человека-паука и иже с ними. Вот как надо спасать мир! Вот настоящие герои-спасители! Всем злодеям наподдавали как следует! А теперь посмотрите на Христа-Спасителя: Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. (Ин.19:1-3) И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. (Мк.15:19-20) И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. (Лк.23:35) Иудаизм и Ислам категорически не признают Христа Господом потому, что Всесильный, Всемогущий, Всеславный, Всевеликий Творец неба и земли никогда не позволил бы сделать с собой такое! В школе бывают такие ситуации, какой-нибудь здоровый детина не может ответить шалопаю, который меньше его в два раза. И над детиной и смеются, говоря, дай ты ему разок и он не встанет! А тут даже сравнивать страшно: Бог даёт Себя в поругание и оплевание, максимальное унижение и оскорбление, какое только возможно. Из Бога сделали шута! А в ответ на все эти ужасы и кошмары, услышали от униженного Господа: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк.23:34) Такая вот юродивая любовь Бога к человеку! Не по-человечески всё это, не по-человечески! Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:4-8) Монах Ефрем Метс vk.com/...048
2 года назад
ПРО ОРУДИЯ КАЗНИ ХРИСТА
Библейский взгляд на распятие Христа вскрывает многие символы, которые отнюдь не случайны. Войны перед распятием разыгрывают целое театральное представление. Поскольку Христа обвиняют, как бунтовщика, желающего захватить царскую власть, то римские солдаты и проводят издевательскую коронацию. Главные атрибуты римского императора того времени: золотой венец, плащ из порфиры, царский скипетр. Почтение выражалось в том, что подданные, вставая на колени, приветствовали его словами «Аве Цезарь», т.е. да...
566 читали · 2 года назад
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Свете Тихий исполняет хор Свято-Троицкого храма с. Якшур, Завьяловского района Текст на церковнославянском языке Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит! Текст на русском языке Свет радости, Иисус Христос, Святая Слава Бессмертного Отца Небесного, Святого и Блаженного! Приходим на закате Солнца, видя свет вечерний, поём Отцу, Сыну и Святому Духу Богу. Достоин быть воспетым во все времена хорами преподобных, Сыне Божий, дающий миру жизнь – слава Тебе! Сначала совершается вход. Священник выходит из алтаря с кадилом и останавливается на солее напротив Царских врат, а перед ним с зажженной свечой исходит пономарь. Священник даёт возглас: «Премудрость, прости». Этот возглас означает, что сейчас нужно быть особенно внимательными, потому что вы услышите нечто такое, что выше всякой человеческой мудрости, т.е. то, что Бог открыл о Самом Себе. И после этого хор поёт «Свете Тихий». «Свете Тихий» один из древнейших христианских гимнов. Авторство так точно и не выяснено. В нашем Часослове авторство приписывается святителю Софронию Иерусалимскому, жившему в 7 веке, хотя в 4 веке этот гимн уже известен. В языческой среде была традиция возжигать вечером светильники и приветствовать огонь словами: «Добрый свет», таким образом, воздавая честь огню, обожествляя его. Поскольку суть идолопоклонства заключается в том, чтобы прославлять творение вместо Творца, то христиане переосмысливают эту традицию. Так появляется песнопение «Свете Тихий». Сразу нужно сказать, что перевод греческого слова «иларон» на «тихий» не очень удачен. Правильнее перевести «Свет радости» или если с латыни «Свет милости». Этот гимн можно назвать полемикой с культом солнца. Христос, сказавший: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8:12), противопоставляется солнцу. Как, не хлебом одним будет жить человек (Матф.4:4), так и не единый вещественный свет согревает и просвещает человека. Солнечный свет непостоянен, приходя на всенощное бдение на закате солнца и видя, как вечерний свет становится всё тускнее и тускнее, мы воспеваем Свет неугасимый, постоянный, истинный – Христа. Главная тема песнопения: воплощённый Бог – источник жизни вечной. Причастность к этому Свету возможна при исполнении евангельских заповедей, чтобы достойно воспевать хорами преподобных, т.е. тех, кто всей своей жизнью стремится уподобиться Христу. Ты проходишь на запад солнца, Ты увидишь вечерний свет. Ты проходишь на запад солнца, И метель заметает след. Мимо о́кон моих — бесстрастный Ты пройдешь в снеговой тиши, Божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души! И, под медленным снегом сто̀я, Опущусь на колени в снег, И во имя твое святое Поцелую вечерний снег — Там, где поступью величавой Ты прошёл в гробовой тиши, Свете тихий - святыя славы - Вседержитель моей души. (Стихи М. Цветаева) Монах Ефрем Метс vk.com/...025
2 года назад