3 подписчика
Миллионное наследство с кладбища
После самоубийства девушки от безответной любви, семья по совету ее близкого друга Соломона Марбе заказала памятник у малоизвестного скульптора румынского происхождения за 200 франков (сейчас примерно 730€). Брынкуш отдал заказчикам второй вариант скульптуры, всего их 4. Одна в галерее Помпиду, несколько в нью-йоркском музее Метрополитан.
Смерть художника повысила в цене его работы: никому не нужное надгробие в дальнем углу кладбища, входящее во все путеводители по достопримечательностям города, превратилось в национальное достояние и предмет тяжбы между наследниками и властями.
Теперь права на землю выкуплены родственниками. С 2006 года статуя охраняется и спрятана под деревянный ящик, а в суде до 2021 года рассматривалось затяжное право собственности стоимостью в 30 млн евро. В итоге Государственный Совет при поддержке Министерства культуры Франции вынес решение, что статуя была приобретена для погребального памятника и является неделимым целым со стелой и надгробием, выполненными из того же камня. Комплекс закончен по смыслу и целостен в художественном содержании, произведение искусства не может быть разделено на части и вывезено с территории кладбища с первую очередь как культурное историческое наследие страны. Тем не менее, проигравшие спор родственники не собираются открывать скульптуру для всеобщего доступа.
Constantin Brâncuși (Константин Брынкушь, на французский манер Бранкузи), скульптура Le Baiser ("Поцелуй") на могиле студентки-анархистки Татьяны Рашевской, парижское кладбище Монпарнас, 1909
1 минута
2 ноября 2022