Наше внимание всегда будет выделять фигуру на фоне. На что бы мы ни смотрели, мозг выделит фигуру и остальное оставит в фоне.
И чем меньше наша способность к сознаванию (умение замечать в моменте времени), тем больше процессов, событий, явлений, частей самих себя будет приписано фону.
И это всегда будет означать утрату способности к управлению этим (если это части своего тела или части своего процесса опыта) или утрату возможности взаимодействовать с этим (если речь о чём-то из окружающего пространства).
Такова механика формирования бессознательных и теневых процессов и явлений в нас — результат нашей физиологии, следствие утраты знания о чём бы то ни было или изначального незнания о чём-то. И это давно известное свойство, в сказках оно фигурирует как сделка с дьяволом: «отдай мне то, что стоит у тебя за домом» просит неизвестный путник в обмен на сокровища. Герой ещё не знает, что стал отцом, помнит лишь о яблоне за домом, соглашается. Но по возвращении видит, что за домом двор метёт дочь, и суть сделки наконец становится ему видна.
Сказочный сюжет отражает механику ошибок, за которыми последует опыт присвоения того, что было раньше нами не сознаваемо. И это не хорошо и не плохо, это так. Есть свойство и есть инструкция к нему.
И есть способы со своими ограничениями физиологии обходиться.
Например, можно переводить взгляд с близкого предмета на дальний, и замечать, что даже если мы перестраиваем фокус, то память об увиденном остаётся.
Или возьмём сканирование тела в движении. Даже в ходьбе. Наблюдение за траекториями отдельных частей своего тела уже могут изменить и состояние общее, и походку, и самоощущение в теле, и то, как мы смотрим на мир. И постепенно с практикой наше внимание расширяется, в него влезает всё больше точек внимания за раз.
Фон становится детальнее, фигура обретает полноту — страдание снижается.
Так и начнём мы, похоже, говорить с вами о полевых процессах с позиции #методФельденкрайза
Ваш #реобниматолог
1 минута
1 ноября 2022