9 подписчиков
Треугольник Карпмана: как создать "иллюзию" доверия
Открываю для себя бесконечные примеры существования "магического" треугольника Агрессор-Жертва-Спасатель. Сегодня хочу рассказать про пример, как такая модель часто используется менеджментом для создания доверия.
Итак, у нас есть команда, которая уже работает около года, новый руководитель команды, и главный менеджер сверху. Три роли, треугольник в действии. Общая первая встреча.
Главный шеф (Агрессор): разносит в пух и прах команду, говорит об отсутствии результата и плохой обратной связи от коллег. Полностью делает перенос ответсвенности на участников команды. Кажется, все пропало.
Команда (Жертвы): уточняют, оправдываются. Но, в целом, чувствуют огромную вину на себе. Тяжелая атмосфера. Эмоционально все переживают.
Новый руководитель (Спасатель): делает пламенную речь, приносит решения, стратегию. У всех создается первое впечатление - он точно знает и умеет. И вот оно, доверие между ним и командой стало зарождаться.
Бинго! Игра удалась! Цель достигнута!
Но! Это всего лишь "иллюзия" доверия. Как любая игра с треугольником - это бесконечная игра. Если у вас создается впечатление, что с помощью такой манипуляции можно построить доверие между Жертвой и Спасателем, то вы глубоко ошибаетесь. Во-первых, склонность жертвы очень быстро переходить во внутреннего агрессора будет эмоционально разрушать каждого участника команды и снизить уровень доверия между ними. Во-вторых, взрослые люди часто осознанно понимают такие манипуляции со стороны руководства, что приводит к еще большему недоверию. Недоверие и манипуляции вызывают недоверие.
Будте осторожны, играя в психологические игры в организации.
1 минута
11 ноября 2022