354 подписчика
Сегодня #ПятничныйАрхивГОН расскажет о первой машине, поданной В. И. Ленину, и его водителе.
О том, что ему предстоит возить Ленина, бывший шофер Собственного Его Императорского Величества гаража Степан Казимирович Гиль узнал 26 октября (8 ноября) 1917 года. Получив указание взять машину получше, он отправился к Смольному — там и состоялась их первая встреча, после которой водитель и пассажир не расставались уже до самой кончины вождя мирового пролетариата. Гиль выбрал для Ленина тот автомобиль, к которому был прикреплен и которому доверял. Этой машиной была «Тюрка-Мери» («Turcat-Mery») М1 28CV, ландоле-лимузин 1914 года, изначально обслуживавшая дворцового коменданта генерала В. Н. Воейкова.
В мемуарах Гиль с большой любовью пишет о своем пассажире слогом биографа-очевидца, подмечая детали, недоступные взору других. Шесть проведенных с Лениным лет он запомнил и зафиксировал на бумаге по-водительски, будто маршрут, отмечая все интересное, что встретилось на пути. Ленин среди красноармейцев, Ленин в кругу семьи, Ленин с Горьким...
Все описано с завидной скрупулезностью и занимательностью, этакая история из окна автомобиля. Касается он и широко известных фактов — выстрелов Каплан и угона машин, на них мы подробнее остановимся в наших следующих материалах.
Гиль почти не пишет об автомобилях, не называет марок и моделей, именуя лимузины просто машинами. Не упоминает он и обстоятельства, имевшие отношение к формированию и функционированию Автобазы Совнаркома, практически не останавливается на создании собственно ГОНа в 1921 году.
Герой воспоминаний Гиля — не автомобиль и даже не Гараж, а его постоянный пассажир. На разных автомашинах, в том числе и на автосанях с движителем Кегресса, Гиль возил Ленина до конца жизни вождя.
#МузейГОН #Гаражособогоназначения #Гиль #Ленин #ПятничныйархивГОН #ТюркаМери
1 минута
11 ноября 2022