65 подписчиков
Несут ли пациенты и их законные представители ответственность за безответственное отношение к своему здоровью?
В медицинском сообществе давно говорят о том, что отсутствие обязанностей у пациента является существенной проблемой.
В судебно-медицинской практике, нередкой является ситуация с запоздалым обращением за медицинской помощью или даже с самолечением. Причем, при доказанности такого факта и его существенного влияния на формирование негативного исхода, это никоим образом не влияет на уровень ответственности медицинской организации. Это, безусловно, не справедливо.
В практике каждого судебного медика редки подобные ситуации. Единичные случаи, которые встречаются всегда, касаются несовершеннолетних, так как закон в этой части предъявляет более строгие требования к родителям, а правило о возможности отказа от медицинской помощи здесь перестает работать.
Очередной случай в СМИ, заставил меня вспомнить аналогичное завершенное дело в Рязани.
Что произошло:
- у ребенка диагностирован острый лимфобластный лейкоз;
- проведено два курса химиотерапии. Запланирован третий курс;
- мать ребенка решила, что осложнения химиотерапии слишком велики, поэтому она будет искать альтернативные методы лечения, а течение болезни может контролировать самостоятельно, сдавая анализы в частных лабораториях;
- медицинская организация подала на мать иск в суд о принуждении к явке на 3 курс химиотерапии, иск удовлетворен;
- мать обжаловала иск в апелляции - в жалобе отказано;
- смерть ребенка наступила на дому, третий курс химиотерапии так и не был проведён;
- причина смерти - острый лимфобластный лейкоз;
- матери предъявлено обвинение по ч.1 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).
Из приговора суда:
"Первоначальной причиной смерти малолетней явился острый лимфобластный лейкоз: пролиферация незрелых лимфоидных клеток в костном мозге, лейкозная инфильтрация лимфатических узлов и печени (обозначаемый в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, как «С91.0 Острый лимфобластный лейкоз». Непосредственной причиной смерти малолетней послужило осложнение – дисциркуляторно-дистрофические изменения органов и тканей с отеком легких и головного мозга. Между вышеозначенным заболеванием, с одной стороны, и смертью малолетнего, с другой стороны, – присутствует прямая причинно-следственная связь.
В рассматриваемом случае заболевания, диагностированного у малолетнего, альтернативы выбранному методу лечения с использованием интенсивной химиотерапии, не имеется. Третий курс химиотерапии являлся жизненно необходимым. Отказ Матери от проведения третьего курса химиотерапии малолетнему воспрепятствовал проведению консолидирующей терапии, что создало условия для некоррегируемого мерами медицинской помощи прогрессирования патологического процесса, вплоть до наступления смерти малолетнего.
Таким образом, Мать, проявляя бездействие, выраженное в не доставлении ее малолетнего ребенка в специализированное медицинское учреждение для проведения назначенного третьего курса лечения методом интенсивной химиотерапии, причинила по неосторожности смерть последней".
Не могу не обратить внимание на то, что суд самостоятельно справился с определением юридической причинно-следственной связи, о чем мы все время спорим с коллегами.
Решением суда назначено наказание в форме судебного штрафа 10 тыс.рублей. Приговор не обжаловался.
2 минуты
11 ноября 2022