Найти тему
64,6 тыс подписчиков

В этот день 85 лет назад (28 октября 1937 г.) СНК СССР принял решение о строительстве стальной магистрали от ст. Котлас (открыта в 1899 г.) через Кожву до Воркуты — так называемая Северо-Печорская железная дорога.


Развитие новых территорий, разработка угольных и нефтяных месторождений, необходимость доставки ископаемого топлива в центральные и северо-западные районы страны, а также порты Баренцева, Белого и Балтийского морей — все это требовало развитие транспортной инфраструктуры.

Реализовать проект предполагалось за семь лет, однако обстоятельства заставили ускорить работы в этом направлении — летом 1941-го стройка перешла под контроль Госкомитета Обороны. В это время на объекте было задействовано свыше 100 тыс. человек и десятки единиц техники, которой все-равно не хватало. Трудиться приходилось в тяжелейших климатических условиях.

С целью экономии металла, необходимого тогда для нужд фронта, фермы ряда мостов сделали деревянными. Часть материала была доставлена из Москвы с площадки, где возводился величественный Дворец Советов, конструкции которого пришлось демонтировать.

В новых условиях технические требования к проекту были снижены, а сроки сокращены на три года — запустить движение предполагалось в 1942-м. Первый поезд пришел в Воркуту уже 28 декабря 1941-го. В тот же день, груженный углем, он отправился в обратном направлении. Правда, часть искусственных сооружений еще не была закончена, поэтому их возведение продолжалось, а составы пересекали реки прямо по льду.

Проф. Т. Хачатуров. Важнейшее средство связи между тылом и фронтом // Железнодорожный транспорт. — М., 1943. — №11. — С. 45:

«Исключительно велика роль Северо-Печорской магистрали протяжением свыше 1 200 км, которая позволит доставлять каменный уголь богатейшего Воркутинского каменноугольного бассейна не только для нашего севера, но и для центральных районов. Новые железные дороги строились также в прифронтовой полосе, обеспечивая массовую перевозку военных материалов и воинских частей к линии фронта».

В дальнейшем железную дорогу, которая с 1946-го стала называться просто Печорской, довели до проектных нормативов. В постоянную эксплуатацию ее сдали в 1950-м. Она сыграла значимую роль в жизни районов Крайнего Севера — Коми АССР стала индустриальным регионом с развитым сельским хозяйством. В 1959-м линия вошла в состав Северной железной дороги.

© Изображение №1 – Из коллекции Воркутинского музейно-выставочного центра / museumworkuta.ru (Прибытие первого поезда в Воркуту); №2 – Карта Северо-Печорской железнодорожной магистрали; №3 – Строительные работы в 1940-х; №4 – Smile124 / CC BY-SA 4.0 (Воркута. Паровоз ЭМ № 720-24, доставлявший уголь в 1944 г.)
2 минуты
1350 читали