Найти тему
2 подписчика

В дополнительном образовании детей фиксируется разрыв между запросами семей на воспитывающий характер программ дополнительного образования и запросом рынка труда на профориентацию и подготовку будущего кадрового резерва –


это рассогласование делает сложившуюся модель взаимодействия стейкхолдеров допобразования неустойчивой.

Такой вывод мы с соавтором представили в статье «Воспитательные эффекты и результаты профориентационной деятельности в дополнительном образовании детей».

На материале отраслевого дополнительного образования детей в сфере морской деятельности мы попытались определить степень взаимного влияния профориентационных и воспитывающих эффектов общеразвивающих программ, а также определить уровень согласованности (или рассогласованности) установок различных стейкхолдеров (семей, государства и рынка труда).

В 2021 году проведено исследование сети детских морских центров России – анкетирование директоров, педагогов, учащихся, а также выпускников, продолживших обучение по профилю в колледже или вузе.

Общий охват респондентов составил 1583 человека из 70 образовательных организаций дополнительного образования и 17 отраслевых колледжей и вузов.

Результаты исследования позволяют утверждать, что воспитывающий характер образовательной деятельности, в том числе в сфере профориентации, в профильном (отраслевом) допобразовании имеет важное значение для разных стейхолдеров и зачастую выходит на первый план.

При этом недостаточный рекрутинговый результат делает модель взаимодействия образовательных организаций с представителями рынка труда неустойчивой.

В то же время мы отмечаем, что

«Упрощенное восприятие системы управления профориентацией в данном сегменте образования, а также упрощение причинно-следственных связей в построении молодыми людьми своей образовательной и карьерной траектории ведет к возникновению риска трансформации дополнительного образования в профессиональное обучение с имитацией деятельности в квазипрофессиональной среде, что может повлиять на востребованность и качество результатов таких программ».

Поэтому необходимо продолжать искать баланс.

Предлагаемое исследование – лишь первый подход к поиску методологического аппарата для выявления и описания связи воспитательных эффектов и профориентации в системе дополнительного образования.


#исследования
1 минута