Найти тему
284 подписчика

В современном мире мы имеем возможность пользоваться различными источниками для получения информации и это приводит к тому, что многие профессиональные термины используются не только специалистами, но и простыми обывателями. Однако, быть докой во всех областях невозможно, поэтому давайте разберёмся с одним из часто встречающимся психологическим термином '' когнитивные процессы, или функции'', о чем же идёт речь и зачем они вообще нужны. Итак,


КОГНИЦИЯ – это совокупность ментальных процессов, служащих для обработки и трансформации информации.

КОГНИТИВНЫЙ  процесс – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразованием в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Простыми словами – это психические функции: внимание, восприятие, речь, интеллект, способности к научению, а главное – мышление.

Когнитивные функции предопределяются с младенческого возраста, когда малыш устанавливает зрительный контакт со взрослыми, а затем постепенно начинает манипулировать предметами. Далее, в период с 1 до 3-х лет, когнитивная сфера начинают развиваться особенно интенсивно. Ребенок всё берёт в руки, достаёт самые интересные вещи, это нужно для нормального развития. Тем самым он расширяет свои взаимодействия с миром, исследует его, и таким образом формируется наглядно-действенное мышление. Он учится решать поставленную задачу путем реального, физического преобразования ситуации, взаимодействуя с вещами и предметами. Важную помощь в этом, конечно же, играет возможность ребенка ходить, появляющаяся в конце первого года жизни и постепенное развитие речи.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка является игра. Детские игры – это обязательное условие нормального развития ребенка, как в плане овладения общественными взаимоотношениями, так и в плане развития его когнитивной сферы. Главное свойство которое формируется в процессе игры – это произвольность, то, благодаря чему ребенок получает возможность в дальнейшем планировать и регулировать свою деятельность.

Что касается мышления, то постепенно формируется наглядно-образное мышление(в норме оно формируется в среднем к 6 годам). В этом возрасте происходит переход к понятийному интеллекту, ребенок начинает понимать причины явлений, учится рассуждать.  Очень активно в этом возрасте так же развивается воображение. Кроме того, значительные изменения происходят в структуре памяти ребенка – он начинает пользоваться знаками и средствами запоминания, что значительно расширяет его возможности. Внимание становится устойчивым. И всё это возможно благодаря игре. Очень важно, чтобы родители обращали на это внимание и старались развивать когнитивные способности дошкольника с помощью специально подобранных игр. Тогда процесс обучения для ребенка будет простым и понятным.

Таким образом, чтобы ребёнок мог пойти в школу у него должны достаточно сформироваться восприятие, память, внимание, воображения, речь и наглядно образное мышление.

В течение обучения, в школе у ученика формируется словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память (образная и вербальная), произвольное внимание, письменная речь.

Так, к концу школы выполняется вся основная часть формирования когнитивных функций. В дальнейшем, происходит уход в профессиональную сферу деятельности, развитие отдельных выбранных умений и навыков, поддержание интеллектуального уровня.
В современном мире мы имеем возможность пользоваться различными источниками для получения информации и это приводит к тому, что многие профессиональные термины используются не только специалистами, но
2 минуты