Найти тему
18 тыс подписчиков

[History]


Сражение в заливе Лейте, 23-26 октября 1944 года: вспомним ночь с 24 на 25 октября.

Вечером 24 октября 1944 года эскадра Сёдзи Нисимуры подошла к проливу Суригао, в 22:36 ее заметили американские торпедные катера, которые вскоре атаковали. Казалось бы, что ночная сосредоточенная атака 30 (39) торпедных катеров с пуском 60 (78) торпед (минимум) должна была хотя бы нанести повреждение одному из семи японских кораблей,

вошедших в пролив. Но американские катерники не смогли добиться попаданий. Встречается информация, что один из снарядов «Ямаширо» повредил торпедный катер «РТ-495», который вышел из боя, а затем затонул, но по архивам ВМС США этот катер благополучно был списан в 1946 году. Некоторые источники констатируют факт открытия линкором «Фусо» огня по неустановленной цели.

В любом случае Нисимура продолжил двигаться навстречу основным силам противника, впереди шёл ЭМ «Митисио», за ним «Асагумо», позади эсминцев - "Ямаширо", «Фусо», замыкал строй «Могами». ЭМ «Ямагумо» шёл справа от колонны, «Сигурэ» – слева.

Около 02:30 началась первая атака американских эсминцев. Перед самым торпедным залпом американцев, наблюдатели «Сигурэ» заметили врага – это были DD688 «Реми», DD680 «Мелвин», DD678 «МакГован». Японцы включили прожекторы и открыли огонь. В спешке американцы выпустили 27 торпед (с трёх ЭМ) и отошли зигзагом, поставив дымовую завесу.

В 03:01 флагман «Ямаширо» включил прожектор и дал первый залп, и почти в то же время одна или две торпеды поразили линкор «Фусо». Очевидцы с «Могами» описывают: «...Прямое попадание торпеды в правый борт

«Фусо» в средней части, в результате чего корабль накренился на правый борт и потерял скорость. «Фусо» ушёл с курса, и «Могами» двинулся за «Ямаширо». После этого было произведено несколько торпедных атак, перемежающихся периодическим и точным артиллерийским огнём противника».

С американской стороны есть подтверждения этого с поправкой на то, что торпед было две, и взрывов замечено было два. Что касается результатов попадания или попаданий, то вероятным исходом их было затопление котельных и/или машинных помещений, также, возможно, возник пожар возле складов. Вероятно, в результате ударов были также отключены коммуникации и, скорее всего, механизмы правого борта, что резко снизило скорость ЛК примерно до десяти узлов.

В 03:18 «Фусо» начал поворот на обратный курс, скорее всего, для того, чтобы уйти с места сражения. Невозможно знать наверняка, но похоже, что обстановка на корабле ухудшилась (пожары, затопления, выход из строя рулевых механизмов). То, что произошло дальше, очень отрывочно. В большинстве описаний линкор описывается «умирающим», но точно это не известно. Вполне возможно, что «Фусо» продолжал двигаться на малой скорости

на юг, в то время как его команда изо всех сил пыталась справиться с ситуацией. Незаметно для японцев за ЛК

последовали 2 (3) торпедных катера, хотя по непонятной причине он так и не был атакован.

Некоторые источники говорят, что корабль после повреждений быстро затонул. Но большинство авторов сообщает,

что примерно в 03:45 на корабле пожары добрались до погребов боезапаса ГК, после чего прошла серия

индуцированных взрывов (по одной версии, взрывов было три – два слабых и один громкий; по другой – раздался один

мощный взрыв). Интересно, что в отчёте «Могами» о пожарах не говорится. По данным с торпедных катеров,

следивших за «Фусо», ЛК загорелся внезапно перед взрывом. Корабль разломился на две части, в ночное небо поднялся столб пламени, который был виден на много миль вокруг. Обе части линкора, охваченные огнём, дрейфовали по течению, ещё довольно долго держась на воде.

Интересно, что предположение о возгорании основано на наблюдениях американцев или даже на предположениях: «Корабль взорвался, значит, он горел». Но, возможно, что «Фусо» вышел из строя из-за сильного затопления, а затем снова был торпедирован и взорвался. Или действительно перевернулся, а затем взорвался.

И очередная загадка боя – как обе части остались на плаву после взрыва, что подтверждают свидетели по обе стороны битвы.

Но об этом чуть позже...
3 минуты
817 читали