9939 подписчиков
Искусствоведы сравнили искусство Японии и живопись импрессионистов и пришли к выводу, что импрессионисты искали вдохновение в творчестве японских художников, таких как Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ.
Например, в живописи Эдгара Дега прослеживается влияние Хиросигэ. В его работах искусствоведы отмечают некоторые черты, которые характерны для такого направления в изобразительном искусстве Японии, как укиё-э.
Рассмотрим известное произведение Утагава Хиросигэ "Станция Оцу". Здесь зритель видит обыкновенную сцену из повседневной жизни японцев, но внимание привлекает не то, что изображено, а то, как это сделано. Перспектива и композиция в работе японца удивляет своей неповторимостью на европейское изобразительное искусство; он строит изображение по диагонали и обрезает действие на переднем плане, чтобы добавить динамизм.
Сюжет, где японцы покупают товар, запечатлен с высоты птичьего полёта. Кажется, что художник наблюдал за происходящим, находясь за камерой видеонаблюдения, которой, в годы создания картины (1848-1849) ещё не было. Как он это сделал и почему так решил - загадка, но в этом и заключается гениальность этой работы, и конечно же, использованные художником приёмы, привлекли внимание знаменитых европейских живописцев, которые захотели повторить его методы написания изображения.
В картине Эдгара Дега "Танцевальный класс" (1874 г.) зритель видит репетицию балерин. В центре сюжета, опираясь на трость стоит пожилой преподаватель, вокруг него изображены балерины, каждая из которых занимается растяжкой или просто находится в покое. Дега, так же, как и японский художник, строит свою композицию по диагонали, тем самым полностью отступая от академических правил. Глаза зрителя движутся слева направо, из нижнего угла к верхнему, тем самым мы охватываем всю картину и становимся её участником. Особенно при близком её рассмотрении создаётся ощущение полного присутствия в сюжете.
Для Дега было главным передать движение в картине, поэтому он обрезает часть фигуры одной из балерин на заднем плане, из-за чего создается впечатление динамики и изображение не выглядит статичным.
В картине "Станция Оцу" Хиросигэ обрезал действие на переднем плане, это было свойственно для укиё-э, ещё в картине присутствует асимметрия, приподнятый ракурс и сокращённая перспектива - всё это выглядит так, что художник остановил действие происходящего в моменте, такого эффекта и добивались импрессионисты. Используя технику японских художников, европейские живописцы освободились от статичности в картине. В произведениях появилась динамика и движение, а зритель стал не просто наблюдателем, но и участником сюжета. Это ли, не прорыв в живописи, который сделали импрессионисты в европейском искусстве, используя, как это неудивительно, приёмы японских мастеров?!
Важно отметить, что в то время появилось искусство фотографии и это также поспособствовало тому, что художники смогли научиться писать эффект движения в картине. Но всё же японские художники пришли к этому раньше, поэтому искусствоведы и стали сравнивать искусство укиё-э с искусством импрессионистов.
2 минуты
25 октября 2022
139 читали