17,1 тыс подписчиков
[Ships]
Интересно, что роль русского инженера В..И.Юркевича в создании французского лайнера "Нормандия" и в достижении им выдающихся скоростных характеристик известна значительному числу людей, и не только нашим соотечественникам. Но дело в том, что по меньшей мере еще талант одного человека обеспечил этому кораблю всемирную славу.
Имя этого человека - Александр Николаевич Харкевич, инженер- кораблестроитель, до 1917 года - главный инженер на Николаевских судостроительных заводах. И если Юркевич посвятил свою жизнь определению идеальной формы корпуса, но Александр Николаевич долгими изысканиями и практикой выработал свою, выстраданную теорию расчета и вычерчивания лопастей гребных винтов.
Скажите где же связь?
Дело в том, что уже на этапе строительства лайнера "Нормандия" Владимир Юркевич высказывал опасения по поводу гребных винтов обычной конструкции. Дело в том, что если бы речь шла о простом пассажирском судне, то существенных проблем не возникло. Но когда планировалось передать по 40000 л.с. на каждый винт, то применение лопастей обычной формы неизбежно должно было при движении привести к появлению кавитации, которая в свою очередь могла стать причиной сильной вибрации судна.
Для заблаговременного решения этой проблемы Юркевич предложил руководству завода, который строил лайнер, привлечь к решению этой проблемы именно Харкевича. Удивительно, но целых два года Юркевич убеждал "гордых" французов в правильности расчетов Харкевича, но в итоге эти уговоры ни к чему не привели.
Даже испытания винтов в гамбургском бассейне "Блом унд Фосс", где они показали лучшие результаты среди всех доступных, не приняли во внимание.
"P.S. Недавно, мы обсуждали косность русских адмиралов из МТК конца 19 века, не желавших принять во внимание результаты, полученные на моделях в опытном бассейне. Тут мы видим, что косность и самомнение черта интернациональная".
Причина такого поведения простая - французы считали, что если они примут "винты от Харкевича", то в их кораблестроительном шедевре будет чересчур много иностранного. Любопытно, что все закончилось тем, что лайнер оказался действительно подвержен сильной вибрации (на скорости свыше 25 узлов), причем не просто "сильной", а "катастрофически" сильной.
Для иллюстрации можно привести воспоминания И.Ильфа и Е.Петрова, которые оказались пассажирами лайнера в 1935 году: "... Дрожали палубы, стены, иллюминаторы, шезлонги, стаканы над умывальником, сам умывальник. Вибрация ... была столь сильной, что начали издавать звуки даже такие предметы, от которых никак этого нельзя было ожидать. Впервые в жизни мы слышали, как звучит полотенце, мыло, ковер на полу, бумага на столе, занавески, воротничок, брошенный на кровать. Звучало и гремело все, что находилось в каюте. Достаточно было пассажиру на секунду задуматься и ослабить мускулы лица, как у него начинали стучать зубы. Всю ночь казалось, что кто-то ломится в двери, стучит в окна, тяжко хохочет. Мы насчитали сотню различных звуков, которые издавала наша каюта...."
Впечатляет?
И от этого все таки удалось избавиться!
Правда, только в конце 1935 года, уже после того как "Нормандия" получила "Голубую ленту Атлантики", французским инженерам дали возможность взяться за борьбу с вибрацией. И они ее устранили, в том числе благодаря тому, что использовали четырехлопастные винты по проекту А.Н.Харкевича! Справедливости ради отметим - были приняты и другие меры.
Директор-распорядитель Кангардель 6 декабря 1935 года заявил: "Со знаниями и средствами, которыми мы теперь обладаем, вибрацию "Нормандии" можно считать делом прошлого". Русский профессионализм победил французское высокомерие, но данный факт старались не афишировать. Действительно, французское же судно! Символ Франции!
Была правда еще одна история с потерянным винтов - это уже не принципиально, )).
3 минуты
31 октября 2022
834 читали