5122 подписчика
ОБЕЗЬЯНА С ГРАНАТОЙ
Сначала мобилизации, по разным оценкам, из страны уехало от 300 до 600 тыс человек. После начала СВО - несколько сотен тысяч. Кто-то переехал после 2014, для кого-то болотная стала «точкой невозврата».
Мотивы уезжающих очень разные. Одни едут за свободой и самореализацией, другие за безопасностью, третьи за куском колбасы. Кто-то за ценностями, которых здесь лишили.
Но в этом тексте хотел бы поговорить не о простых людях, а о русском капитале, который с самых девяностых, осознанно и осмысленно «бежит» туда. О предпринимателях и владельцах, которые в своих стратегиях сохранения активов делали и делают ставку на другие юрисдикции.
В 2017 году мучительно пытался выбрать страну, где деньги от продажи компании будут надёжнее сохранены. Голову сломал в поисках безопасной территории. Не нашёл такого места, а потом сделка развалилась и потребность исчезла. Но опыт пережитых эмоций остался яркий. Не нашёл страны, которой бы доверял.
В ЭФКО, кстати, даже проблемы выбора нет. Все просто. Всё дома. Всё в одной компании. С учётом всех наших домашних особенностей и рисков, всё равно считаем, что это рационально наиболее эффективная стратегия и сохранения, и приумножения.
А сейчас будет очень спорное утверждение. Если честно, даже в собственной адекватности сомневаюсь делая такие признания. Но тем не менее:
Я глубоко убежден, что русскому капиталу нечего делать за границей. Особенно на Западе. Для русского капитала, как и его владельцев самое безопасное место - Россия. Вчера. Сегодня. И завтра. Попробую обосновать.
Из моих многолетних наблюдений бизнес-элиты запада живут не просто зарабатыванием бабла, а Идеей. Идеей обустройства пространства своей жизни в собственных критериях образа идеального. Капиталы и зарабатывание денег они подчиняют именно этой идее.
И когда рядом появляется сосед, владеющий серьезным капиталом, как бы ему не демонстрировали внешние знаки приличия, сосед этот остаётся чужаком для местных.
Если ты там не вырос, не знаешь традиций, не знаешь культуры, то в лучшем случае, к тебе присматриваются и разрешают «присутствовать» рядом. Ты можешь покупать там активы, перевозить близких, демонстративно рвать с Родиной. Но все равно останешься для них чужаком, которому веры нет.
Правда это в лучшем случае. В худшем так и вовсе будешь для местных «обезьяной с гранатой». Потому что капитал - это в первую очередь ресурс для трансформации общества, а значит «гранату» эту (капитал) от греха подальше лучше отобрать, а самого владельца изолировать.
То, что весной начали блокировать счета, изымать и замораживать капиталы было вполне себе предсказуемой закономерностью.
В том числе поэтому акционеры ЭФКО, например, все годы существования бизнеса ни активов, ни капиталов за границей не держали. А в силу собственных представлений и возможностей обустраивали жизненное пространство у себя дома. В этом фильме можно посмотреть, как именно.
Поэтому нам, например, небезразлично, как выглядят заводы, хотя конкуренты иногда иронизируют о количестве денег, которые вкладываем в поддержание чистоты, красоты и порядка. Поэтому нам не всё равно, в каких условиях создаются инновации и в каком жизненном пространстве трудятся наши люди.
Никогда не было иллюзий, что нас «там» кто-то ждет. Скорее наоборот, есть осознание того, что чем большим капиталом располагает человек, тем с большим недоверием к нему будут относиться. А значит надёжнее всего и абсолютно рационально не смотреть за границу, не искать там тихих гаваней, а обустраивать пространство жизни и своей деятельности у себя дома. Создавать условия для сотрудников. Заниматься инновациями. Развивать производство.
Язык не поворачивается осуждать простых людей, кто поверил в иллюзию, что там им будет лучше. Свободнее, безопаснее, богаче.
Может и будет, в зависимости от того, как повезет. Но я глубоко убежден, что для русского предпринимателя не существует космополитизма. Есть Россия, как единственное место для приложения усилий. Во всём другом мире, русский предприниматель обречен быть «обезьяной с гранатой».
3 минуты
31 октября 2022
244 читали