63,3 тыс подписчиков
В этот день 126 лет назад (23 октября 1896 г.) в эксплуатацию ввели первую на территории Удмуртии железную дорогу. То был небольшой 19-километровый участок от Воткинского завода до Галево. Продукцию предприятия, включая локомотивы, приходилось отправлять по воде, что доставляло большие неудобства — до Камы баржи шли по мелководным речкам.
Со временем заказов, в том числе от Министерства путей сообщения, становилось все больше, что требовало организации более удобной и надежной транспортировки. Так было принято решение о строительстве железной дороги до пристани Галево. К реализации проекта приступили в августе 1896-го, и уже через два месяца по стальной магистрали прошел первый поезд. На линии были организованы и пассажирские перевозки.
В 1919-м до Воткинска от ст. Агрыз протянули 100-километровую ветку через Ижевск. Так город и завод получили надежную связь с железнодорожной сетью России.
Из книги «Кавказ и Меркурий» (издание одноименного пароходного общества). — 1914. — С. 68:
«Галево — пристань для другого казенного, Воткинского завода, отстоящего от пристани на 12 верст и соединенного с нею собственным рельсовым путем. [Завод] был основан в 1759 г. [Он] вырабатывает сортовое железо, строит пароходы и баржи, паровозы и сельскохозяйственные орудия, имеет до 25.000 жителей. На Волге, Каме и Каспийском море плавает немало пароходов, построенных Воткинским заводом. С проведением железной дороги Казань – Екатеринбург, с веткой на этот завод, он соединится с общею сетью российских дорог».
Что касается линии до пристани, ставшей первой «железкой» в Удмуртии, то к середине 2000-х ее практически полностью разобрали, оставив лишь небольшой участок, от которого дорога была проведена в восточном направлении до одного из загородных цехов Воткинского завода.
© Изображение №1 – public domain (Пристань Галево, нач. XX в.); №2 – Железная дорога Воткинск – Галево на карте 1928 г. из книги «Населенные пункты Уральской области». — Свердловск, 1928. — Т. IX. — С. 15;
1 минута
23 октября 2022
1768 читали