Найти тему

Предпосылки к созданию иммерсивного театра


Идея вовлечь зрителя в театральную постановку появилась еще до того, как ввели термин «иммерсивный театр». Он начал существовать еще в XX веке. Например, русский режиссер Всеволод Мейерхольд в своих работах иногда рассаживал актеров среди зрителей и переносил действие пьесы в зал или даже в фойе. Также Николай Охлопков стремился установить контакт с аудиторией посредством прямого взаимодействия с ней, актеры его постановок нередко прикасались к зрителям.

Само понятие «иммерсивный» (создающий эффект присутствия) стали использовать после нью-йоркской постановки «Sleep No More» 2011 года, созданной британской театральной компанией Punchdrunk. Она поставлена по пьесе «Макбет» Уильяма Шекспира, была вдохновлена нуарными фильмами и имела отсылки к судебным процессам над ведьмами Пейсли 1697 года.

В начале постановки гости входят в отель через большие двустворчатые двери без опознавательных знаков и проходят по темному коридору, где проверяют свои пальто и сумки. Называя свое имя на стойке регистрации, они получают игральную карту в качестве билета, и их проводят наверх в лабиринт. Выходя из него, они оказываются в ярком, декорированном и полностью функционирующем джаз-баре отеля 1930-х годов Manderley. Спустя время назначаются номера, соответствующие карточкам гостя. Они получают свои маски и отправляются в грузовой лифт, где начинается их путешествие по пяти этажам.

Понятие «иммерсивный» использовалось и в отношении «постановок в музеях и местах культурно-исторического наследия». К ним относились интерактивные события, на которых артисты взаимодействовали с аудиторией, предлагая ей повторить их действия или же выполнить что-то самостоятельно — например, попробовать сыграть на музыкальном инструменте или дирижировать. Особенность таких постановок в непредсказуемости, ведь неизвестно, как поведет себя зритель. Позднее такой театр стал выходить не только за рамки сцены, но и за стены самого театра.
1 минута