Найти тему
202,3 тыс подписчиков

Адаптация чаще всего представляется как формирование чего-то нового, добавление ранее неизвестных функций и черт. Однако исчезновение или отключение имеющихся генов играет в этом процессе не меньшую, а иногда и гораздо большую роль. Изучение того, что утратили перебравшиеся в океаны млекопитающие (киты, косатки и дельфины), позволяет понять, что нужно для жизни в водной стихии.


Речь идет не об очевидных изменениях, вроде задних ног или волосяного покрова, а о том, что вполне могло сохраниться, но почему-то исчезло. Например, о мелатонине. Это гормон, благодаря которому большинство животных подготавливаются ко сну.

У китообразных он не вырабатывается, и они не погружаются в состояние сна, в котором нуждаются практически все животные на планете.

На первый взгляд, это не идет на пользу для их организмов, однако морские млекопитающие научились получать необходимый отдых с помощью «однополушарного» сна. Они отключают половинки своего мозга по очереди, что, кстати, гораздо разумнее с точки зрения безопасности, так как они постоянно контролируют свое тело и не рискуют захлебнуться и утонуть.

Существуют и другие потенциальные преимущества отказа от мелатонина. Секреция мелатонина в темное время суток приводит к снижению температуры тела за счет усиления теплоотдачи. В океане наличие этого гормона представляло бы опасность, так как вода забирает тепло гораздо быстрее воздуха.

Отсутствие мелатонина означает также, что китообразным незнакомы циркадные ритмы. Они не ощущают бодрости по утрам и усталости ночью. Ученые пока не знают, как эти млекопитающие решают, когда им спать, пусть и по одному полушарию за раз. Возможно, это как-то связано с расписанием приема пищи. Ещё один примечательный факт: детеныши дельфинов не спят вовсе.
1 минута
12,1 тыс читали