46 подписчиков
3 стратегии предпринимателя.
В самом начале периода нестабильности будущее видится в тумане. Не понятно, как долго продлится нестабильность, что будет после, и отсюда - не ясно, что делать.
И есть 3 стратегии, которую либо выбирают осознанно и придерживаются, либо неосознанно, и все равно придерживаются.
1. Стратегия «замри»
Активные действия не предпринимаются, деньги не тратятся, расходы «сушатся», персонал не нанимается.
Что мы отметили как важное в такой стратегии: понять, как долго ее придерживаться. Потому что если компания замирает в активных действиях, объем выручки либо стагнирует, либо начнет снижаться. И важно понять, ЧТО и КОГО компании нужно сохранить, чтобы потом выйти из этого летаргического сна.
Что сохранять? Команду? Тогда кто эти персоналии, на каких условиях они остаются и как долго?
Базу клиентов? Тогда как мы будем поддерживать с ними контакты, как удерживать?
Партнеры и поставщики? Тогда что и когда мы будем у них покупать, чтобы они держали для нас заработанные условия?
В общем, нужно отсечь «воздух» в расходах и выделить ключевые активы, которые будем сохранять. Конечно, важно просчитать всё и строго контролировать план-факт. Потому что деньги утекают еще незаметней, чем тает дымка на рассвете.
2. Стратегия «умри»
Проанализировать свой рынок и, если есть обоснованное мнение, что денег на рынке нет – принять решение о закрытии бизнеса.
Самое сложное решение. Легче дается «серийным» предпринимателям, у которых несколько бизнесов. Если бизнес – единственный и вырос из идеи собственника, то такое решение принимается с болью и кровью.
После принятия решения закрыться важно корректно. И речь не о налоговом закрытии, а о фактическом свертывании.
Что можно продать?
Что нужно сохранить для себя и потом использовать?
Сколько еще нужно денег, чтобы закрыться и рассчитаться по долгам?
История не на один день, поэтому здесь крайне важно начать вовремя, чтобы не улететь в неподъемные долги перед персоналом, государством, банками и пр.
1 минута
14 октября 2022