18,5 тыс подписчиков
Добрый день. Ровно 46 лет назад, 11 октября 1976 года, состоялся первый полет дозвукового аналога экспериментального орбитального самолета (ЭПОС), под индексом 105.11. Пилотировал машину знаменитый летчик-испытатель А. Г. Фастовец. Разработка данного изделия велась силами ОКБ А. И. Микояна/М. И. Гуревича в рамках реализации программы "Спираль", которая предусматривала создание многоразового воздушно-космического самолета с разгонным модулем. Изыскания по этой теме велись еще с середины шестидесятых годов. В отличии от более традиционных космических аппаратов, ЭПОС должен был иметь чисто самолетную компоновку. Его аналог 105.11, представлял собой однодвигательный низкоплан с треугольным крылом и однокилевым оперением, выполненным по схеме "бесхвостка". В качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель РД-36-35К с тягой в 2350 кгс. Крыло самолета имело угол стреловидности в 55 градусов. В зависимости от режима полета, консоли крыла могли поворачиваться на угол до 30 градусов вверх. Применялась нестандартная четырехопорная схема убирающегося лыжного шасси. Также из особенностей самолета можно отметить фюзеляж сложной ферменной конструкции с задранной носовой частью и наличие термозащитного экрана. Состав специального и приборного оборудования- классический для своего времени. Летные эксперименты на самолете-аналоге продолжались до сентября 1978 года. Проводились они в рамках нескольких отдельных испытательных программ, в том числе и полеты при сбросе с самолета-носителя Ту-95КМ. Несмотря на то, что программа "Спираль" была закрыта, опыт полученный при ее разработке, широко использовался в проекте "Энергия-Буран". Аппарат 105.11 сохранился до наших дней и в настоящее время является одним из экспонатов Центрального Музея ВВС в Монино.
1 минута
11 октября 2022
3638 читали