34 подписчика
Про эдвайзоров в стартапах. Многие начинающие фаундеры по какой-то причине нередко хотят иметь эдвайзора или даже делать advisory board в своем стартапе, заключая эдвайзор-контракты. В большинстве случаев это не лучшее решение, по многим причинам!
1️⃣ Эдвайзор обычно полезен достаточно короткое время, на одной из стадий развития стартапа. А если подписан какой-то контракт, пусть даже с вестингом, то человек может оказаться среди акционеров, хотя в какой-то момент уже малополезен для бизнеса.
2️⃣ У начинающих фаундеров может быть много пробелов в знаниях, и наверное это одна из причин поиска эдвайзора: “найдем кого-то поопытнее, чтобы не набить банальных шишек!” Разумно, но для этого лучше просто говорить 1:1 с чуть более опытными фаундерами - многие совершенно открыты к общению и рады поделиться своим опытом.
Сам год назад предлагал быть эдвайзором в ваших стартапах, но конечно это было скорее для общения с классными ребятами, я не рассматривал вариант подписания каких-то эдвайзор-контрактов. В итоге все переросло в kyrillic is doing - мы там как раз делимся предметным опытом.
3️⃣ Инвесторы прохладно относятся к наличию эдвайзоров в питче стартапа, а для многих это может быть red flag’ом. Даже большие имена среди эдвайзоров вряд ли будут являться плюсом. Но хорошо иметь таких среди инвесторов. Это сильный пруф, и означает, что кто-то крутой поверил в будущее стартапа, аж инвестировал!
4️⃣ Есть наукоемкие и диптех стартапы - для них наличие эдвайзора с глубокой научной экспертизой может быть плюсом. Но опять же, фаундеры должны точно понимать, зачем им нужна эта экспертиза, и нужна ли она будет через несколько лет.
5️⃣ Еще одно исключение - это энтерпрайз продажи: если человек может сделать интро и привести в стартап хороший контракт, то его вполне можно назвать эдвайзром и подписать что-то. Но это уже скорее партнерство или ангельские инвестиции: есть человек, принес деньги (и клиента!) Можно и формализовать отношения. Другой вопрос, однократный это профит для стартапа или будет еще?
6️⃣ Если смотреть шире, то эдвайзор с минимальным вовлечением в дела стартапа вряд ли может быть полезен - ему просто не хватит глубины понимания того, что делают фаундеры. Это можно переложить и на все тезисы про smart money: на ранних стадиях (например до серии А) это редко бывает достаточно смарт, по тем же причинам.
7️⃣ При всем этом, люди из корпоративного мира (большие или классические бизнесы) довольно дружелюбны к стартапам. Все читают про раунды и бурный рост, тема на слуху. Многим нравится идея быть частью чего-то нового и интересного. Поэтому диалоги завязывать не очень сложно. И вероятно более разумно не создавать advisory board, а просто взаимодействовать win-win в виде партнерства, в том числе в финансовом смысле.
8️⃣ Путь стартапа - это 7-10 лет, а то и больше. И наверное обобщить описанные тезисы можно так: эдвайзора разумно приглашать, если есть точное понимание его пользы на все эти годы.
2 минуты
15 февраля 2023