18 подписчиков
Брак означает выживание сильнейшего.
Одиннадцатилетняя Рэнко - своенравная и прямолинейная девочка, для которой решение родителей разъехаться по разным домам вызывает, скорее, игривый интерес, и открывает новые возможности, нежели настораживает.
Решение родителей жить отдельно Рэн изначально разводом не признает, но как только мама показывает свидетельство, девочку начинает по-настоящему беспокоить положение вещей и она всячески пытается вновь свести родителей.
Картина «Новоселье/ Ohhikkoshi» (1993) режиссера Синдзи Сомаи - это свежее, воздушное кино о больших потерях, выходе из зоны комфорта для подростка, которая и без того находится в чужеродной среде взросления. Рэнко прибывает еще в той фазе пубертата, когда внутри стремительно все переворачивается, но мозг еще не понимает - как прежде не будет. Картину оказалось не так-то просто найти, на, увы, пиратских сайтах, с соответственным качеством, но это никак не испортило впечатление от просмотра.
Новоселье для родителей, которым и открывается фильм, - это, безусловно, шанс начать жизнь с чистого листа, выбраться из трясины наскучившего быта, но для Рэн - жест, скорее, разрушения милого прошлого, которое девочку вполне себе устраивало. Поразительно, насколько точно режиссером изучены тончайшие связи подростков. Дети, находясь в схожем положении, как бы видят друг друга насквозь, считывают мельчайшие изменения в поведении, и знают, что именно сказать, чтобы все разъяснять тому ребенку, который совсем не давно в бракоразводном процессе.
Девочка все время бежит, либо просто вперед, стремясь бесстрашно в новый мир, либо убегает от кого-то, скрываясь от него же - бег - мощное действие-символ, так точно, передающий это ненавистное, и вместе с тем волнующее тревожное состояние изменений, в первую очередь, внутри.
Родители Рэнко, кажется до конца не дают себе отчет, насколько все серьезно для девочки, ведь развод неминуемо сказывается на психике и повседневности ребенка, а родители замечают это только когда Рэнко открыто бунтует против навязанных ей новых правил и установок. Она запирается, чтобы спрятаться, чтобы передохнуть от груза того, чему ей не удается отыскать объяснений, кричит: «Зачем вы меня родили?»,- сердце рвется на части от такого. Когда буря стихает, отец подходит к комнате Рэнко и разговаривает с ней через лестничные балясины, как через тюремную решетку. И ведь, действительно, девочка в тюрьме чужих решений, иллюзий и ошибок. Кульминационный психологический мидлпоинт случается, когда Рэнко через эту решетку передает папе старую детскую игрушку жирафа, о ней совсем недавно они вспомнили в телефонном разговоре, только вот отец выпускает ее из рук - жираф медленно падает в черноту неизвестности.
Калейдоскоп точных режиссерсих находок усиливает так же манера постановки мизансцен и работа с камерой. Предпочтение отдается длинным кадрам со сложной географией, движение камеры идеально плавное, больше всего крупных планов принадлежат Рэнко - это ее Вселенная, ее взгляд, она впускает зрителя в свой мир, мы становимся ее глазами. Легкий налет мистики, уводящий от реализма, который, безусловно превалирует в фильме, крайне деликатно, органично вписывается в историю и смягчает острые углы.
Попытки Рэнко воссоединить родителей, конечно же, обречены, ведь дело не в ней, соответственно, такие вещи не в ее власти, прошлое должно исчезнуть, сгореть дотла, чтобы, пусть и на пепелище, но строить новую жизнь. В фильме прошлое буквально сгорает, но, что важно, горит в воде, ибо вода смывает пепел, смывает этот неприятный налет ошибок.
Фильм «Новоселье» воистину находка, равнодушным никого не оставит. Поставлен очень хорошо, Томока Табата (Рэнко), так вообще заслуживает наивысших похвал, и несправедливо, исходя из моим тщетных попыток найти фильм в хорошем качестве, неизвестен широкой аудитории. Давайте поправим это упущение, ведь фильмы живут, пока их смотрят, как и боги, пока им молятся.
#японскоекино
3 минуты
15 февраля 2023