59,5 тыс подписчиков
«Погоня», «Рио Браво» и «Четыре дня в ноябре»: три американских фильма:
«Случилось так, что, находясь за рубежом, я в течение нескольких дней посмотрела три американские картины. Первая — вестерн «Рио Браво», перенесла меня в ту далекую эпоху, когда храбрые американские пионеры, не выпуская из рук револьверов и винтовок, осваивали земли Дальнего Запада США. Уже в самой первой сцене звучат выстрелы: стреляет «плохой человек», тот самый бандит, с шайкой которого и будет бороться весь фильм доблестный шериф. Ну что ж, эпоха была жестокой, и среди переселенцев выживал только тот, кто успевал выстрелить первым...
Но вот второй фильм, «Погоня», действие которого происходит где-то в шестидесятые годы нашего века, в цивилизованной Америке. Обстановка изменилась. Государство (снова в лице храброго и благородного шерифа) как будто бы надежно охраняет жизнь американцев.
Но что это? Почему перепившиеся на вечеринке гости делают вид, что стреляют друг в друга? Невинное развлечение кончается тем, что один из гостей выхватывает револьвер и стреляет уже по-настоящему. Сначала в воздух. Но когда он с двумя товарищами выходит за пределы гостеприимного дома, то пытается застрелить негра, а потом несколькими выстрелами в упор убивает белого, жителя своего же городка, несправедливо обвиненного в убийстве. Наверное, ему кажется, что, как и в добрые старые времена, «настоящий» американец сам должен вершить суд и расправу.
И, наконец, третий фильм — «Четыре дня в ноябре», где снова убивают человека, на этот раз президента Соединенных Штатов Америки — Джона Фитцджеральда Кеннеди. В первых кадрах с экрана ослепительно улыбается зрителям подтянутый, высокий, молодой еще человек, которого всюду сопровождает похожая на ки¬нозвезду красавица жена. Сменяют друг друга эпизоды его предвыборных триумфов, и снова выстрел, тревожный сигнал полицейской сирены, людская паника, больница, и вот уже стоит у гроба плачущая вдова в платье, обрызганном кровью убитого мужа.
А перед зрителями тем временем проходят кадры, показывающие поимку Освальда, выстрел ему в живот, сделанный Джеком Руби, смерть Освальда в той же самой больнице, где два дня назад скончался убитый им президент. (Фильм, сделанный по материалам расследования, проведенного комиссией Уоррена и департамента полиции города Далласа, ни на минуту не допускает сомнений в виновности Освальда. Ни единого слова нет здесь и про те загадочные обстоятельства, при которых погибли 24 (I) человека, в той или иной степени причастные к этому «преступлению века»!)
Вторая половина картины целиком посвящена торжественной церемонии похорон. Вот Жаклин в длинной черной вуали идет впереди похоронной процессии между двумя братьями Кеннеди — Робертом и Эдвардом, и сразу же вспоминаются слова того, за гробом которого они сейчас идут. «Если меня не станет,— говорил Джон Кеннеди,— мое место займет Бобби, а если и с ним что-нибудь случится, его сменит Эдди». К сожалению, две трети этой фразы уже оказались пророческими. И когда появляется на экране кадр, где маленький Джон, трехлетний сын президента, отдает прощальный салют погибшему отцу, а за ним мы видим фигуру его дяди Роберта, невольно содрогаешься при мысли о том, что на своем коротком веку этот малыш уже успел похоронить двух самых близких ему людей...
Куда идет Америка? Кто будет следующим? Где истоки той жестокости и насилия, которые так долго культивировались в Соединенных Штатах Америки и за которые теперь приходится так трагически расплачиваться?
Эти вопросы задают сейчас себе все больше и больше людей в США, и все чаще пытается найти ответы на них американское киноискусство. Недаром ряд фильмов ставит именно эту проблему. Но что значат эти немногие ленты в море фильмов и телевизионных передач, десятилетиями приучавших американцев к тому, что жизнь человеческая дешевле револьверной смазки? Известная пословица гласит: «Посеешь ветер, пожнешь бурю». Но станет ли эта буря, разразившаяся над Америкой и унесшая ее лучших сынов, очистительным штормом?» (Федорова Н. Посеешь ветер... // Советский экран. 1968. 17: 15).
3 минуты
27 февраля 2023
171 читали