61,1 тыс подписчиков
«Мишель Морган называют самой французской из кинозвезд. Если вспомнить, как высока сценическая и кинематографическая культура этой страны, и учесть, что выбирать есть из кого, то понимаешь: такая репутация дорого стоит.
Но, собственно, что стоит за этими словами «самая французская из кинозвезд», какой в них смысл?
Мишель Морган сумела не только воплотить какие-то очень существенные черты национального характера. Пожалуй, еще важнее, что она сделала зримой извечную легенду об этом характере. Такую легенду творит каждый народ. Что в ней правда, что ложь, что лесть, а что и поклеп на себя, решает история. Но легенда эта существует и реальностью своей поспорит с самыми реальными вещами.
«Самая французская» — это еще и французская актерская манера, многовековая традиция, созданная в конечном счете не искусством десятка великих профессионалов, а народным представлением о том, что красиво, благородно и истинно в человеке.
За плечами у Мишель Морган блестящая артистическая карьера. Молоденькая девушка из парижского предместья, она в середине 30-х годов начинает сниматься в кино. Сначала в массовках и эпизодах, затем в больших ролях. Мишель Морган повезло вдвойне: она играет у лучших французских кинорежиссеров той поры — Марселя Карне, Жака Фейдера, Жана Гремийона, а ее партнеры— это Мишель Симон, Жан Габен, Пьер Брассер. Фильмы тех лет не забыты и сегодня Они — классика.
Такова «Набережная туманов», поставленная в 1938 году Марселем Карне. Мишель Морган играет в этой картине Нелли, девушку «на грани падения». В ее. жизни двусмысленно все: отношения с бандой каких-то сверхмодно одетых типов, связь с подозрительным мужчиной, любовь к ней старого опекуна. Сама смутная, поистине туманная атмосфера драмы в любой момент рождает неожиданные обстоятельства, и каждое может быть роком, полным поворотом в жизни или ее концом.
Но все, что делает в этом фильме Мишель Морган, должно отвергнуть и двусмысленность положения и непонятную силу обстоятельств.
В ее манере держать себя есть свобода и спокойствие человека, который сам выбирает свою судьбу, живет своей волей и разумением. В ней
чувствуется печаль, но не запуганность, порой боль, но не растерянность.
Нелли впервые встречается с Жаном (его играл тогда еще молодой Жан Габен) в каком-то подозрительном месте, в доме на берегу моря, где ночуют непонятно откуда собравшиеся люди с неясным прошлым и совсем без будущего. Не очень это подходящее место для девушки. Нелли лишь на миг почувствует смущение, а потом снова будет спокойна и строга. Так появляется она в фильме.
Это краткое мгновение усилия над собой, а потом полного самообладания пройдет впоследствии через многие роли Мишель Морган. В этом вся ее натура. Что бы там ни было вокруг, она останется сама собой, не сломается, не поддастся, даже внешне постарается сдержаться.
Невозмутимость ее не так уж естественна и легка. Героиня Мишель Морган, как правило,— тонкий и ранимый человек. Ее сила в гордости и чувстве достоинства. В этом — стремление Мишель Морган победить судьбу, оказаться сильнее обстоятельств, доказать, хотя бы на собственном примере, что этот мир разумен, логичен, ясен. А на самом деле окружающий мир не таков. Обстоятельства утвердят свою силу, губя ее счастье, а персонажи актрисы свою, так и не сдавшись.
Когда в последних кадрах «Набережной туманов» Жан упадет под пулями бандита, раздастся истерический бабий вопль. Но это кричит не Нелли, а случайная прохожая. Нелли замрет, она за-кричит позже и совсем другое: «Это невозможно! Это невозможно!» — потому что понять торжество бессмысленности она не в состоянии.
Героиня Мишель Морган всегда находится в трудном, если не в безвыходном положении. Ей противостоит природа Арктики в «Законе Севера» Жака Фейдера, она играет слепую девушку в «Пасторальной симфонии» Жана Деланнуа. А в «Горделивых» Ива Аллегре ее героиня остается в незнакомом мексиканском городке, потеряв умершего внезапно мужа, без денег, но с рискованным покровительством хозяина гостиницы. (...)" (Лищинский И. Самая французская… // Советский экран. 1968. 4: 18-19).
3 минуты
1 марта 2023
566 читали