Найти тему
60,4 тыс подписчиков

ПУТЬ В «САТУРН» • КОНЕЦ «САТУРНА»:


"Две серии — два названия, но это один рассказ о советских разведчиках. Поначалу все вроде бы знакомо, даже стандартно. Капитан Крылов становится Крамером, чтобы под этим именем пробраться в тщательно засекреченную разведгруппу врага «Сатурн» и взорвать ее изнутри. Операция осуществляется в тяжелую и тре­вожную пору наступления фашистов на Москву. Наша разведка, разоблачая агентуру врага, завладев ее радиоточками и сбивая с толку фашистское командование, оказы­вает неоценимую услугу своей армии. Недаром один из представителей Верховного командования говорит, что без этих действий разведки победа досталась бы гораздо большей кровью.
Значит, еще один рассказ о разведчиках?
История нашего кинематографа насчитывает их немало. В последнее время этот список, к которому всегда так внимателен зритель, довольно бурно пополняется.
Разведчики давно заслужили внимание и честь, а зритель встречает каждый новый фильм с охотой и ожиданием. Ожиданием чего? Борьбы с опасностями? Находчивого героя? Захватывающих переживаний?
Признаемся себе, что фильм о разведчиках, конечно же, все это заранее обещает. Не зазорно сказать, что для зрителя в этом кроется немалая доля привлекательности. Но, к счастью, с той же откровенностью можно заметить, что и зритель и кинемато­граф переросли этот минимум. Уровень их требований поднялся, а следом стремится подняться до психологических, проще говоря, истинно человеческих высот мастерство авторов и исполнителей.
Задача нелегкая.
Возникает парадоксальное на первый взгляд противоречие: чем гуще сюжет, стре­мительней события, тем меньше времени для того, чтобы заглянуть в человека, тем меньше ему, человеку, герою, остается места для мыслей, для жизни. В потоке собы­тий он, как пловец, едва успевает работать руками, а задумываться уж некогда.
Правда, авторы таких ах до чего богатых действием кинофильмов помнят, что человеку присущи страсти, ну, скажем, любовь. Время от времени они приоста­навливаются, чтобы показать нам это. Однако эти сцены и воспринимаются как пере­дышки и остановки, а то и хуже — как некий отягощающий чужеродный ассортимент. Выпадая из ритма, глубокие эмоции уже не раз выпадали из жанра. Жанр сопротив­лялся, шел на разрыв. В противовес безусловно искренним стараниям человечность оборачивалась скукой.
Родилось даже вынужденное раздвоение жанра — просто детектив и психологиче­ский детектив. (Критика узаконила мучительный поиск термином.) В первом случае торжествовали события с быстрыми «приказываю», «исполняйте», «есть!». Во втором намечалось присутствие человека с его духовной жизнью, зачастую ослабляя энергию сюжета, будто бы человек и действие (сама нераздельность!) мешали друг другу.
В фильмах о «Сатурне» человеку, жизни не тесно. (...)
Режиссер В. Азаров справился с трудной задачей, оста­ваясь верным правде и всех мобилизуя на то же.
Удачные шаги на этой дороге у нас уже были. Хотя бы картина режиссера Р. Батырова «В 26-го не стрелять». Там торже­ствовали правда, испытание жизнью. Сейчас сделан еще шаг вперед.
Правда требовательна в большом и малом.
Оператор-постановщик М. Дятлов в изобразительном решении держался главного — глубокой достоверности, почти доку­ментальности, при которой любая внешняя удаль камеры стала бы нелепой и дешевой безвкусицей. Тому же отбору следовал художник-постановщик С. Ушаков, да и все его помощники — от костюмера до гримера, избежавшие муляжных красивостей. Музыка А. Флярковского тревожна, как то время, как душевная жизнь героев.
К уже названным отличным исполнителям можно прибавить и других. Но прежде всего общей радостью должен стать кинодебют Михаила Волкова, без позы и фальши сыгравшего главную роль Крылова-Крамера.
Недостатки? Это не для короткой рецензии, не для скороговорки...
Сейчас хочется отметить большую, принципиальную удачу нового фильма» (Дм. Холендро. Подвиг ума и мужества//Советский экран. 1968. № 4: 8-9).
ПУТЬ В «САТУРН» • КОНЕЦ «САТУРНА»:  "Две серии — два названия, но это один рассказ о советских разведчиках. Поначалу все вроде бы знакомо, даже стандартно.
3 минуты
296 читали