60,4 тыс подписчиков
ПУТЬ В «САТУРН» • КОНЕЦ «САТУРНА»:
"Две серии — два названия, но это один рассказ о советских разведчиках. Поначалу все вроде бы знакомо, даже стандартно. Капитан Крылов становится Крамером, чтобы под этим именем пробраться в тщательно засекреченную разведгруппу врага «Сатурн» и взорвать ее изнутри. Операция осуществляется в тяжелую и тревожную пору наступления фашистов на Москву. Наша разведка, разоблачая агентуру врага, завладев ее радиоточками и сбивая с толку фашистское командование, оказывает неоценимую услугу своей армии. Недаром один из представителей Верховного командования говорит, что без этих действий разведки победа досталась бы гораздо большей кровью.
Значит, еще один рассказ о разведчиках?
История нашего кинематографа насчитывает их немало. В последнее время этот список, к которому всегда так внимателен зритель, довольно бурно пополняется.
Разведчики давно заслужили внимание и честь, а зритель встречает каждый новый фильм с охотой и ожиданием. Ожиданием чего? Борьбы с опасностями? Находчивого героя? Захватывающих переживаний?
Признаемся себе, что фильм о разведчиках, конечно же, все это заранее обещает. Не зазорно сказать, что для зрителя в этом кроется немалая доля привлекательности. Но, к счастью, с той же откровенностью можно заметить, что и зритель и кинематограф переросли этот минимум. Уровень их требований поднялся, а следом стремится подняться до психологических, проще говоря, истинно человеческих высот мастерство авторов и исполнителей.
Задача нелегкая.
Возникает парадоксальное на первый взгляд противоречие: чем гуще сюжет, стремительней события, тем меньше времени для того, чтобы заглянуть в человека, тем меньше ему, человеку, герою, остается места для мыслей, для жизни. В потоке событий он, как пловец, едва успевает работать руками, а задумываться уж некогда.
Правда, авторы таких ах до чего богатых действием кинофильмов помнят, что человеку присущи страсти, ну, скажем, любовь. Время от времени они приостанавливаются, чтобы показать нам это. Однако эти сцены и воспринимаются как передышки и остановки, а то и хуже — как некий отягощающий чужеродный ассортимент. Выпадая из ритма, глубокие эмоции уже не раз выпадали из жанра. Жанр сопротивлялся, шел на разрыв. В противовес безусловно искренним стараниям человечность оборачивалась скукой.
Родилось даже вынужденное раздвоение жанра — просто детектив и психологический детектив. (Критика узаконила мучительный поиск термином.) В первом случае торжествовали события с быстрыми «приказываю», «исполняйте», «есть!». Во втором намечалось присутствие человека с его духовной жизнью, зачастую ослабляя энергию сюжета, будто бы человек и действие (сама нераздельность!) мешали друг другу.
В фильмах о «Сатурне» человеку, жизни не тесно. (...)
Режиссер В. Азаров справился с трудной задачей, оставаясь верным правде и всех мобилизуя на то же.
Удачные шаги на этой дороге у нас уже были. Хотя бы картина режиссера Р. Батырова «В 26-го не стрелять». Там торжествовали правда, испытание жизнью. Сейчас сделан еще шаг вперед.
Правда требовательна в большом и малом.
Оператор-постановщик М. Дятлов в изобразительном решении держался главного — глубокой достоверности, почти документальности, при которой любая внешняя удаль камеры стала бы нелепой и дешевой безвкусицей. Тому же отбору следовал художник-постановщик С. Ушаков, да и все его помощники — от костюмера до гримера, избежавшие муляжных красивостей. Музыка А. Флярковского тревожна, как то время, как душевная жизнь героев.
К уже названным отличным исполнителям можно прибавить и других. Но прежде всего общей радостью должен стать кинодебют Михаила Волкова, без позы и фальши сыгравшего главную роль Крылова-Крамера.
Недостатки? Это не для короткой рецензии, не для скороговорки...
Сейчас хочется отметить большую, принципиальную удачу нового фильма» (Дм. Холендро. Подвиг ума и мужества//Советский экран. 1968. № 4: 8-9).
3 минуты
14 февраля 2023
296 читали