Найти тему

Как-то сто лет назад, промозглым мартовским днем меня, девицу лет пяти, впервые привезли в парк усадьбы Архангельское. Деловито подойдя к Екатерине (решеток еще не было), я погладила ее по ноге и спросила: "А почему у нее ножки голенькие? Ей же холодно здесь сидеть". Так, во всяком случае, гласит семейная легенда.


Но пост, конечно же, не об этом, а о том, как этот довольно необычный памятник здесь появился. Во всяком случае, расскажу версию Феликса Юсупова, чьи предки многие годы владели этим имением.

Князь Николай Борисович Юсупов, тот самый, кому Пушкин посвятил оду «К вельможе», где есть такие строки:
"Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил;
Чредою шли к тебе забавы и чины",
совершенно совпал со временем, в которое жил – а именно: деловитость сочеталась в нем с гедонизмом, и одно другому не только не мешало, но помогало.
Сопровождая графа и графиню Северных (Павла Петровича и Марию Федоровну) в их знаменитом европейском турне, он, по просьбе Екатерины Второй, помогал им в приобретении предметов искусства для их строящейся резиденции в Павловске, а заодно не забывал и о себе. Таким образом, у него подобралась богатейшая коллекция картин, скульптур и всяческих драгоценных безделушек того же авторства, что и у императорской фамилии, и кто его в этом упрекнет?

После возвращения Юсупова из Европы чины и должности поистине начинают сыпаться ему на голову как из рога изобилия: вот он уж директор императорских театральных зрелищ и еще директор императорских стеклянного и фарфорового заводов и шпалерной мануфактуры, а вот – уже при Павле - президент мануфактур-коллегии и министр уделов.
Больше всего мне понравилось, что в 1794 году Николай Борисович был избран почётным любителем петербургской Академии художеств – звучит здорово: «почетный любитель».
И вот, приобретя Архангельское, благодарный вельможа решает увековечить память боготворимой государыни, для чего велит построить небольшой изящный памятник-часовню в классическом стиле с надписью "D Екaterinaе" (Божественной Екатерине) на фронтоне. Что и было сделано в 1819 году известным в то время архитектором Евграфом Тюриным, приложившим руку и к строительству Большого дворца в Архангельском.
Внутри на пьедестале видим бронзовую статую императрицы в образе Минервы. Перед статуей стоит треножник, на нем - курильница с пахучими смолами и травами. В глубине на стене прочитывалось итальянское:"Ты волею неба жаждешь правосудия, ты волею судьбы творишь его".
Радует, что хорошая идея с памятником пришла в голову Юсупову уже после изгнания французов, которые, по отзывам современников, изрядно нагaдили в усадьбе и чудом не спалили дом, вполне могло достаться и императрице.

О европейском турне графа и графини Северных можно почитать здесь:
«А вы думаете, нам, царям, легко?» Как Павел I познакомился с Луи XVI, и чем все закончилось
2 минуты
127 читали