Найти тему
17 подписчиков

В фокусе внимания геополитика и инфляция США во вторник. Весь позитив уже в рынке - время фиксировать прибыль.


Российскому бизнесу предстоит новый этап испытаний. Внешние санкции, внутренний протекционизм и ограничения в международной логистике могут привести к слому целых отраслей в России. Так, алюминиевая отрасль столкнулась с беспрецедентным давлением и целым комплексом вызовов. Вводимые санкции Запада и изменение логистических цепочек привели к ухудшению финансовых результатов компаний отрасли. Чистая прибыль РУСАЛа за I полугодие 2022 г. составила $1680 млн (-16,7% г/г). Свободный денежный поток РУСАЛа в I полугодии был отрицательным и составил -$311 млн.

Ушедший 2022 год прошел под знаком борьбы за поставки сырья. Весной 2022 года компания оказалась отрезана от ключевых источников поставок сырья. В конце марта Австралия запретила экспорт в Россию глинозема и алюминиевых руд (согласно оценкам австралийцев, страна обеспечивала до 20% поставок глинозема в Россию). А в начале месяца «Русал» приостановил производство на Николаевском глиноземном заводе в Украине, хотя Николаевский глиноземный - один из ключевых активов «Русала», на котором производилось около 20% сырья компании, и второй по мощности после ирландского завода Aughinish Alumina.

Конец 2022 – начало 2023 года ознаменовались новым обострением в логистике поставок. С вводом со стороны ОАО "РЖД" жестких ограничений на перевозки неугольных грузов РУСАЛ столкнулся с проблемами как в поставках сырья, так и в вывозе готовой продукции. В целом погрузка в мае упала по всем видам грузов, кроме лома черных металлов (рост на 6,3%, до 1,7 млн тонн) и прочих грузов (рост на 1%, до 9,7 млн тонн).

Еще больше ситуацию с отгрузкой усложнил уход с российского рынка международных контейнерных перевозчиков и дефицит контейнеров. На текущий момент дедвейт мирового торгового флота составляет 1,3 млрд тонн, и 74% судов мирового флота находятся во владении судоходных компаний из недружественных РФ юрисдикций. Из оставшихся 26% доступного флота на КНР приходится половина - 13%. Для сравнения общий дедвейт сухогрузного балкерного флота РФ (подходящего для экспорта металлов) – всего лишь 3,9 млн. тонн, что не обеспечивает потребности российских компаний в международных перевозках. Ограниченные возможности по вывозу готовой продукции вызвали резкий рост запасов на складах РУСАЛа: по оценкам экспертов, общий объем запасов уже может превышать месячный объем выпуска.

Ситуация для компании усугубляется глобальными экономическими условиями: повышение ставок центральными банками, что снижает спрос на сырьевые товары и затоваривание рынка Китая, который потребляет 60% мирового алюминия. Китай активно наращивает ранее остановленные мощности и внутреннее производство в 2023 году может вырасти на 7,5 млн тонн. И это в условиях аномального роста складских запасов до 1,051 млн тонн. Ведущие производители алюминия фиксировали падение прибыли во 2-ом и 3-ем кварталах 2022 года, и 4-ый квартал вероятнее всего не станет для них лучше. Так, индийский производитель алюминия National Aluminium Co Ltd (NALCO) в пятницу сообщил о падении квартальной прибыли на 69% на фоне снижения спроса и высоких затрат. Консолидированная прибыль компании упала до 2,56 млрд индийских рупий (31 млн долларов) в квартале, закончившемся 31 декабря, с 8,31 млрд рупий годом ранее. Выручка от операционной деятельности снизилась на 12,8% до 32,9 млрд рупий. На этом фоне алюминий упал на 2,4% до нового месячного минимума.

В этих условиях РУСАЛ может пойти на сокращение объемов производства, что подтверждают различные источники на рынке. Вероятно сокращение объемов производства затронет завод в Тайшете. В свою очередь это потянет за собой проблемы в электроэнергетической отрасли, так как высвободит огромные мощности ГЭС Ангаро-Енисейского каскада.
3 минуты