10 подписчиков
Как воспитать самостоятельного сотрудника?
«Помогите мне, пожалуйста, с одним вопросом…»
И так каждый день. Этот человек приходит к вам и просит помочь разобраться с задачей. Или что-то выяснить. Или посоветоваться. Он не хочет принимать самостоятельных решений. Ему нужно, чтобы в выполнении его задач участвовали вы – ведь так ответственным за результат будет не он один. И вы бросаете все свои дела и кидаетесь на выручку подчинённому.
В вашем подразделении есть такой сотрудник или даже несколько? Нужно срочно менять свой подход к работе с ними.
Что делать? Дэн Кеннеди в книге «Жёсткий менеджмент» даёт такую рекомендацию – никогда не позволяйте подчинённым приходить к вам без двух-трёх вариантов решения задачи. И я полностью поддерживаю эту тактику, потому что:
Так ваши сотрудники научатся самостоятельно искать решение прежде, чем бежать к вам за готовыми ответами. И есть большая вероятность, что в процессе размышлений, они сами придут к верным результатам. Так вы сэкономите время на разгребании чужих задач. И если сотрудник всё же явится к вам за советом, вы сможете быстрее выбрать лучший вариант из предложенных, нежели придумывать всё с нуля.
Компетентный специалист должен разбираться в том деле, которым занимается. Если же он некомпетентный, нужно в этом убедиться и принять меры.
В следующий раз, когда сотрудник придёт к вам за советом, мягко спросите: «Я правильно понимаю, что ты не знаешь, как решить эту задачу, хотя она полностью в твоей компетенции?». Часто уже после такого намёка человек предпочтёт разобраться самостоятельно.
Если человек приходит снова, опять задайте вопрос: «Я правильно понимаю, что ты уже во второй раз не знаешь как справиться со своей рабочей задачей?». Если ответ утвердительный, стоит призадуматься, а нужен ли вам такой специалист?
И тут вариантов два. Первый – уволить сотрудника, а второй – научить его решать рабочие задачи самостоятельно. Возможно, он действительно прекрасный специалист, только очень нерешительный.
Вместо того чтобы дать готовый ответ, помогите ему найти решение. Задайте ему вопросы: «А как бы ты поступил? А как можно сделать по-другому? А какие ещё есть варианты? А как можно сделать быстрее или дешевле? А как мы это делали раньше?». И похвалите за найденное решение, даже если оно не на 100% удачное. А в следующий раз уже требуйте принести готовые предложения.
Желание помочь, быть хорошим для своих сотрудников, приводит к тому, что вы занимаетесь не работой управленца, а делами рядовых специалистов. Поэтому, помощь сотрудникам дело, конечно, благородное, но следите за тем, чтобы это была именно помощь, а не выполнение задач вместо сотрудника.
Что вы делаете, когда ваши сотрудники приходят с задачей и хотят “повесить” её на вас?
2 минуты
13 февраля 2023