Найти тему
59,9 тыс подписчиков

Марчелло Мастроянни.


«Фильм «Развод по-итальянски» вновь доставил нам радость встречи с одним из самых известных ныне артистов мирового кинематографа — Марчелло Мастроянни. Слава пришла к Мастроянни задолго до его выступления в этой изящной и остроумной комедии, и надо сказать, что в ней мы видим Мастроянни не в наиболее свойственном ему обличье, а в интересной и шаловливой вариации его главной, серьезной и значительной актерской темы.

Мастроянни начинал свой артистический путь в театре, в итальянской труппе Лукино Висконти, выступал в пьесах самых значительных драматургов современной Америки— Артура Миллера, Теннеси Уильямса. В их драмах — «Смерть коммивояжера», «Трамвай — «Желание» — актер вплотную соприкоснулся с той проблемой, которая логикой самой жизни выдвинута в последнее время в центр внимания современного западного искусства: с проблемой кризиса героя. Героическая, волевая натура, как выяснилось, ничего не в состоянии изменить в угасающем, лишенном идеалов мире, где человек обесчеловечивается, где духовные богатства, сила характера, даже готовность к подвигу пропадают втуне.

Именно по этой причине смелые, жизнерадостные герои, «настоящие мужчины», которых так талантливо изображал Жерар Филип во французском кино, Грегори Пек — в американском, Раф Валлоне и Массимо Джиротти — в итальянском, постепенно уступили экран иным героям, другим артистам, которые принесли с собой меланхолическую рассеянность, задумчивость, пассивность, склонность безвольно отдаваться потоку жизни, неспособность и нежелание идти «против течения». Среди артистов этой новой формации Марчелло Мастроянни, бесспорно, самый интересный и самый талантливый.

Его первые шаги в кино (в начале 50-х годов) были относительно скромными, первые роли — малозначительными. Он играл в фильмах «Париж всегда Париж», «Чувственность», «Девушки с площади Испании» — играл просто, сдержанно, с профессиональной точки зрения даже безупречно, оставаясь, однако, на втором плане и на вторых ролях. Огромный успех и всемирный резонанс пришли к нему внезапно и сразу, как только Федерико Феллини дал ему главную роль в «Сладкой жизни» — фильме, ставшем одним из крупнейших событий в истории искусства.

Как это нередко бывает, настоящая карьера артиста началась, когда роль нашла в нем своего исполнителя, когда жизненный прототип выхватил из массы людских лиц, приблизительно похожих на искомый образ, наиболее выразительное. Таким на этот раз оказалось лицо Марчелло Мастроянни с его скромной, интеллигентной красотой, с его мягкостью и с его смущенной, смутной улыбкой, словно извиняющейся, иногда ласковой, иногда чуть виноватой. Следить за изменениями человеческого типажа на экране—интересно и поучительно. На этот раз суть изменений заключалась именно в том, что персонаж второго плана был поставлен в центр сюжета и изображения.

Что же выдвинуло на передний план человека из «фона»? Резко критическая по отношению к буржуазному образу жизни и образу мыслей позиция создателей фильма.

Старая, как мир, тема юноши, вступающего в суету большого города, чтобы его завоевать, покорить, превратить в свое «поприще», была тут могучей, напористой энергией режиссера Феллини и мягким, задумчивым, даже чуточку вялым талантом Мастроянни как бы вывернута наизнанку: нет, не герой завоевывает и подчиняет себе город, а город растворяет героя в себе, атрофирует его волю, отнимает у него самостоятельность, превращает его в безучастного и меланхоличного наблюдателя.

На протяжении всего фильма жизнь — и «сладкая» и горькая — огромными волнами перекатывается через героя, почти его не меняя, почти никогда не возбуждая в нем желания действовать, бороться, защищать себя, свою личность, человека в себе. Марчелло—не столько соучастник, сколько— свидетель событий, свидетель жизни. (...).  (Бачелис Т. Марчелло Мастроянни // Советский экран. 1964. 16: 16-17). Полный текст этой статьи здесь: hdzen.ru/...eb8
Марчелло Мастроянни.   «Фильм «Развод по-итальянски» вновь доставил нам радость встречи с одним из самых известных ныне артистов мирового кинематографа — Марчелло Мастроянни.
3 минуты