1 подписчик
Наиболее значимые сдвиги в отраслевой структуре экономики и в международной политике происходят в рамках технологических переходов и/или при смене мировых флагманов в технологиях.
Это определяет многое: межотраслевые взаимосвязи, структуру экономики, структуру элиты, структуру рабочей силы и производительность труда, приоритеты в политике. Слишком значительные и важные изменения, чтобы их игнорировать.
Любые технологии проходят несколько фаз эволюции:
◾️Формирование концепции и создание прототипов - физическое воплощение концепции, экономические и техническое обоснование, поиск пределов оптимальных параметров и устойчивости/стабильности, оптимизация конфигурации.
◾️Начало развития и создания опытных экземпляров - адаптация технической документации для производства, калибровка параметров под серийный выпуск, устранение ошибок и недочетов, сертификация и так далее.
◾️Период широкого распространения - первый серийный экземпляр, финальное тестирование, отладка массового производства и внедрение. Создание экосистемы под массовый выпуск (маркетинг, снабжение, логистика, юридическое и финансовое сопровождение, техподдержка и т.д).
◾️Захват рынков сбыта, активная экспансия – самая важная фаза, ради которой вся конструкция и выстраивается. Все зависит от технологий, но в среднем от фазы зарождения до пика экспансии проходит около 30-35 лет.
Самое важное внедрить технологии первым, потому что лидер получает все – рынок сбыта, наибольшую маржинальность и стартовый импульс, который предопределит дальнейшее существование, но не всегда лидеру удается удержаться на Олимпе.
В истории масса примеров, когда флагманы после череды неверных решений теряли лидерство и сходили со сцены.
Успешный проект рождает конкурентов. В начале 20 века в США были десятки автомобильных компаний, а среди крупнейших такие бренды, как Packard, Oldsmobile, Buick, Maxwell, Willys-Overland, Studebaker и другие. Где они сейчас?
Обанкротились или слились с более крупными почти все. Chrysler ушел под Daimler. Осталось, по сути, три компании General Motors, Ford и вновь образованная Tesla.
Так, в принципе, везде и всегда. Перспективное направление рождает конкуренцию, что благодаря венчурному инвестированию ускоряет создание и эволюцию стартапов. Но в итоге рынок монополизируется и концентрируются в руках мега корпораций.
Концентрация расходов на исследования и разработки происходит в первые 20 лет после создания и экспансии инновационного продукта, в этот период через отбор и исключения отсекаются слабые звенья цепи.
Остаются только компании, которые могли организовать ресурсы, направления исследований таким образом, чтобы успешно внедрять инновационные решения, сохраняя баланс развитием, экспансией и эффективностью.
По мере захвата рынков сбыта темпы инновации снижаются и бизнес начинает распределять ресурсы с развития (создание технологий и экспансия) на вывод денег из бизнеса (дивиденды и байбек).
Очень важно отметить четыре момента:
◾️Переход на более высокий технологический уклад не может произойти без освоения технологий на существующем и более низких технологических укладах. Другими словами, находясь на третьем или четвертом техноукладе нельзя перепрыгнуть на шестой. Все происходит последовательно.
◾️Сама фаза перехода обычно происходит скачкообразно и «лавинообразно» по экспоненте. Этому предшествуют затяжной период исследований и разработок и создание платформы под технологический переход. Эволюция и трансформация неизбежно и идет достаточно медленно, но фаза распространения происходит стремительно.
◾️Формирование пика начинается где-то через 25-40 лет (в зависимости от технологии и формата), но это не означает, что эти технологии уходят. Они приобретают «рутинную» фазу развития с предсказуемыми и медленными темпами развития.
◾️Лидерство в доминирующих технологиях предопределяет и политическое лидерство. США создали базу под глобальное лидерство в инфотехе и биотехе, что позволяет им формировать правила игры на мировой арене.
Китай активно вклинивается в этот баланс и ему это неплохо удается.
#технологии #экономика
3 минуты
11 февраля 2023