Найти тему

Российский игровой рынок: прогноз на 5 лет (2023-2028)


За последние пару месяцев вышло довольно много новостей, связанных с играми, так что, как мне кажется, сейчас уже можно делать внятные прогнозы о будущем российской игровой индустрии на 3-5 лет.

Если кратко: Российский рынок игр отделяется от мирового и отчасти начнёт существовать в своём технологическом и культурном пространстве – в некоей параллельной «серой» зоне.

Государство и регулирование

Государство – новый серьёзный игрок на рынке разработки игр в России. Минкульт, ИРИ, Минцифры и связанные структуры буду определять, кому и на какие цели будут выдаваться гранты на разработку игр. К разработчику игр, претендующему на финансирование от государства, будут требования по документообороту и наличию правильных инвесторов, к играм – требования по контенту.

Регулирование игр усилится и будет мигрировать в сторону китайской и корейской моделей контроля за играми. Это означает более жесткий контроль за игровым контентом для детей и за временем, которое они проводят в играх. Сейчас этим управляют родители, но будут внедрены предиктивные средства контроля за временем ребенка и разработаны временные нормативы.

Главные игроки на российском рынке игр

VK.com уже сейчас главный игрок на российском рынке. Связанные с холдингом инвесторы купили всех самых заметных игроков на рынке и скоро об этом будет объявлено официально. Через VK.com будут распределяться основные деньги на создание локальных магазинов приложений и игр с специализированного ПО для разработчиков. Скорее всего, холдинг будет отвечать за онлайн и мобильные игры российского сегмента. Яндекс может начать активнее интересоваться играми, в этом случае он поделит рынок с VK.com.

Физическую дистрибуцию ПК и консольных игр, как и сейчас, будет контролировать 1С с Борисом Нуралиевым во главе или без него.

Будут возникать отдельные проекты от других инвесторов, но вряд ли они станут заметными игроками на российском рынке – он не настолько большой, чтобы вместить еще одного крупного игрока.

Западные игры в РФ и пиратство

Западные игры будут попадать к нам параллельным импортом, но тут возникнут сложности с присваиванием возрастных ограничений, потому что:
1. Мировые хиты и AAA-игры западных издателей и разработчиков с локализацией и озвучкой на русский будут скорее исключением. Не из-за отмены русской культуры, а из-за сложностей с получением платежей за игры из России
2. Официально эти игры в России не изданы.

Я думаю, что пиратство снова станет нормой и предполагаю, что пиратскую игру можно будет купить в торговых центрах также, как сейчас можно купить лицензионную игру, завезённую параллельным импортом. Как при этом будут решать проблему проставления возрастных ограничений мне не очень понятно.

Появятся полуофициальные, неофициальные и совсем пиратские онлайн-магазины игр, которые не будут интересовать государственные органы и инстанции.

При этом уже сейчас можно, заплатить студии за озвучку на русский Hogwarts Legacy – в будущем таких проектов будет больше. С точки зрения авторского права такие проекты находятся в серой зоне, поэтому, когда и если западные разработчики и издатели официально вернутся в Россию, локализацию и озвучку будут делать другие вендоры.

Независимые разработчики игр

Что ждет независимых начинающих разработчиков?

В самом начале вам придётся выбирать – выпускаете вы игру на только на местный рынок или хотите глобального успеха в других странах.

В первом случае вы будете общаться с государством, VK.com и так далее, во втором – вашей команде придётся переезжать в другую страну и там идти к успеху. Будут оставаться лазейки и схемы работы на западную аудиторию для небольших разработчиков, но они всегда будут связаны с риском остановки платежей и проблемами с работоспособностью игры.
3 минуты