50,2 тыс подписчиков
АВТОПРОМ В ПРОЛЁТЕ, Да не слегка!
Минпромторг изъял 3 миллиарда рублей из программы грантов ФРП для локализации автокомпонентов. То есть, программу сократили примерно вдвое. Деньги направят на развитие промышленности ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Об этом сообщил «Коммерсант».
Новые территории нужно развивать – на это требуется прорва средств. Но если еще пару раз отрезать от автопрома, то о серьезной его перестройке можно будет забыть.
НА ЧТО ПОТРАТИЛИ
Средства из Фонда развития промышленности – возвратные. Фактически, это льготные кредиты. Их выдают под 1% на организацию серийного производства компонентов, узлов и агрегатов для автомобилей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
ФРП в первую очередь оказывает поддержку тем проектам, которые нацелены на импортозамещение. Если заявленный проект реализован в оговоренный срок, Минпромторг дает предприятию субсидию на погашение взятого займа.
Например, в 2022 году выдали 14 займов на 45 миллиардов рублей. Основные заемщики – КамАЗ, АвтоВАЗ, Урал, Автодизель и другие. Займы разного размера, под конкретную программу – кому-то нужно 200 миллионов, кому-то требуется 3 миллиарда.
Например, ГАЗ с помощью льготных займов реализовал в последние годы несколько проектов - среди них цех литья чугунных блоков цилиндров, производство семейства Соболь NN, линейки автобусов Ситимакс и турбодизелей объемом 2,5 л.
СКОЛЬКО НАДО
На финансирование программы «Автокомпоненты» в 2023 году было выделено 6,9 млрд рублей, теперь осталось 3,9 млрд – если еще не отрежут. На оставшиеся деньги можно запустить два-три проекта, не больше.
По-хорошему, на автопром сейчас нужно 80-100 миллиардов. И еще столько же – в последующие годы. Тогда можно рассчитывать на ощутимый результат в ближайшем будущем.
ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?
Можно ли найти дополнительные деньги на развитие автопрома? Можно. Вот пара идей (не мои).
Например, утильсбор можно повысить раза в два – как минимум. Об этом еще в начале года говорил глава АвтоВАЗа Максим Соколов. Мне он это объяснял так: нынешние 170 тысяч утильсбора были серьезным стоп-фактором для ввозимых недорогих автомобилей, когда они стоили миллион-полтора – потому что это было 10-15% от стоимости. А теперь, когда цены выросли на всё, 170 тысяч теряются в общих суммах и уже не играют большой роли – и можно тащить тачки из-за кордона. Или собирать крупноузловым методом, не заботясь о глубокой локализации.
А еще можно поднять таможенные пошлины на ввозимые автомобили – как на новые, так и б/у. Такие идеи ходят давно. Но даже если поднимут, это вовсе не означает, что «излишки» направят на автопром – таможенные деньги попадают в госбюджет, а он и так дефицитный.
И, как вы понимаете, при любых раскладах подобные меры приведут к росту цен на автомобили. А если вспомнить, что тормозится и программа льготного автокредитования (я об этом говорил вчера), становится как-то совсем грустно.
ОНИ ИЩУТ
Чиновники говорят, что деньги есть – и что ФРП может найти средства на финансирование программ по автокомпонентам. Остается пожелать удачи в поисках. Потому что без развития производства критических компонентов, о чем все так жарко говорят последний год, мы и дальше будем ездить без АБС и подушек безопасности.
Материал от Максима Кадакова.
2 минуты
10 февраля 2023
2248 читали