Найти тему

«В тот день, когда зрители не придут на мой спектакль, я уеду из Венеции!» - заявил Карло Гольдони.

«Отлично, ловлю на слове!», ответил ему Карло Гоцци и пошел писать свою первую пьесу, волшебную сказку - фьяббу «Любовь к трем апельсинам».

Именно так, по легенде, начался спор между двумя талантливыми драматургами. Возник он не на пустом месте - взгляд двух Карло на театральное искусство был принципиально разным. Гольдони свято верил, что люди дозрели до «комедии нравов», что им интересно смотреть спектакли, где действуют персонажи, похожие на них. В качестве героев он выводил трактирщиц, рыбаков, торговцев, лишь изредка разбавляя их привычными масками - Панталоне, Бригеллой, Арлекином… да и тем менял характеры порой до неузнаваемости.

Тот же Панталоне, который по законам комедии дель арте был смешным и скупым стариком, немощным, но при этом на диво сластолюбивым, у Гольдони превратился в почтенного пожилого купца, несколько склонного к резонерству. Так же лихо Гольдони обошелся и с прочими масками. Мало того, знаменитый драматург сделал страшную вещь, уничтожавшую саму суть дель арте - он убрал из своих пьес импровизацию, дотошно прописывая каждую реплику персонажей.

Потомственного венецианского аристократа Карло Гоцци глубоко возмущало, что героями его оппонента были не дворяне, а еще больше, что под влиянием Карло Гольдони традиция дель арте стала уходить в небытие. Справедливости ради, тому были и объективные причины - чтобы остроумно импровизировать, нужен немалый талант, а это, увы, редкость. Но здесь у Гоцци был козырь - он дружил с актером и хозяином труппы бродячих комедиантов Антонио Сакки, величайшим Труффальдино своего времени, мастером той самой импровизации.

Обкатав «Любовь к трем апельсинам» по провинциям, Сакки и Гоцци привезли спектакль в Венецию. Слава о нем к этому моменту уже гремела, публика с нетерпением ждала представления. Гоцци назначил показ ровнехонько на тот же день, когда должна была состояться премьера новой комедии Гольдони. На которую зрители так и не пришли - все бросились смотреть нашумевшую фьяббу.

Если верить легенде, Гольдони еще два раза пытался дать премьеру, и оба раза Гоцци ставил свой спектакль одновременно с ним, «уводя» всех зрителей. Обиженный на непостоянство своих прежних почитателей драматург был вынужден признать поражение в споре, после чего уехал в Париж, где прожил до конца своей жизни, больше 30 лет. В родную Венецию он так и не вернулся.

* На фотографии - памятник Карло Гольдони в Венеции
«В тот день, когда зрители не придут на мой спектакль, я уеду из Венеции!» - заявил Карло Гольдони. «Отлично, ловлю на слове!
2 минуты