379,5 тыс подписчиков
Замечали, что у детей в школе чаще бывает пятёрка по английскому языку, чем по родному русскому? А всё почему? Ну вот взять хотя бы стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Почему? Ну, наверное, потому, что стакан в вертикальном положении, а вилка в горизонтальном, и если мы воткнём вилку в столешницу, она тоже будет стоять, так? Так, да не совсем.
Давайте добавим на стол тарелку и сковороду. Что они делают? Стоят. Хотя вроде как горизонтальные и по идее должны лежать. Но если переместить тарелку в сковороду, там она уже будет не стоять, а лежать, хотя её положение не изменилось. Может быть, стоят те предметы, которые готовы к использованию? Нет, потому что вилка, когда лежала, тоже была готова к использованию.
Ещё сложнее разобраться становится, когда на стол забирается кошка. Она может на столе и стоять, и лежать, и даже сидеть. И если стояние и лежание ещё как-то укладываются в логику с вертикальным и горизонтальным расположением, то сидение — это что-то новенькое.
Кому-то может показаться, что с сидением и стоянием всё проще: сидят на попе, а стоят на ногах. Но не тут-то было. Кошка на столе сидит. Но и птичка на столе тоже сидит, хотя на самом деле она стоит на ногах. К птичке вообще не применяется глагол "стоит". Вы же никогда не слышали: "смотри, птичка на ветке стоит!" С другой стороны, если птичку убить и сделать из неё чучело, то на столе оно уже будет не сидеть, а стоять.
После этих рассуждений может показаться, что сидение свойственно только живым организмам, поэтому живая птичка сидит, а чучело — стоит. Но ведь сапог — это вещь, не живое, но на ноге он тоже сидит, хотя попы вообще не имеет. Вот и попробуйте объяснить иностранцу, что стоит, что лежит, а что сидит.
А вот тут я объяснял, почему корабли ходят, а не плавают, а картины пишут, а не рисуют. Ну и по традиции ссылочка на мой Телеграм.
1 минута
9 февраля 2023
68,5 тыс читали