Найти тему
59,1 тыс подписчиков

Читаю книгу «Магазины «Березка»: Парадоксы потребления в позднем СССР» Анны Ивановой. Кто застал те времена, предлагаю поностальгировать! Вот отрывок из книги.


«Французские производители духов стали сотрудничать с «Внешпосылторгом» еще с 1966 года, а к середине 1970-х в «Березке» появились лаки для ногтей, губная помада, тени и тушь французских фирм Christian Dior и Lancôme. Пар- фюмерия (шампуни, дезодоранты и кремы) с 1974 года закупалась для «Березок» в основном в Финляндии.

Товары из магазинов «Внешпосылторга» считались хорошими подарками: «В этих "Березках" мы с мужем купили друг другу подарки на первую годовщину свадьбы: я ему спиннинг (до сих пор сохранился, отличный), а он мне – японский дорожный фен (и сейчас в отличном состоянии, рука не поднимается выбросить)». Посетители вспоминают, что большим спросом пользовались такие мелочи, как импортные маникюрные ножницы и станки для бритья с плавающим лезвием, отсутствовавшие в свободной продаже.

Еще одним объектом вожделения были полиэтиленовые пакеты. Вообще пакеты были запатентованы в Европе в 1965 году, но универсально использоваться в супермаркетах стали в 1982-м в США. С начала 1980-х пакеты появились и в магазинах «Внешпосылторга». Они казались атрибутом западной жизни и, поскольку отсутствовали в обычной торговой сети, становились предметом спекуляции. Например, по итогам проверки работы московских «Березок» в 1981 году директор одного из магазинов «была уличена в продаже на рубли из подсобного помещения сотни пакетов-сумок».

Информантка из Москвы вспоминает: «Девочка на одной моей работе продавала пакеты из "Березки" по 3 рубля. Я покупала пакет раз в месяц и использовала ежедневно, практически вместо дамской сумочки – ходила с ним на работу и носила в нем все необходимое. Пакет, конечно, считался шиком – из "Березки"! И обращаться с ним надо было очень аккуратно».
1 минута
923 читали