45,3 тыс подписчиков
Фольксваген в Калуге: здравствуй и прощай
Калужским заводом концерна Volkswagen всерьез интересуется инвестиционная компания АФК «Система». Ее инвестпортфель состоит преимущественно из российских фирм в разных секторах экономики (телекоммуникации, розничная торговля, высокие технологии, лесопереработка, фармацевтика, сельское хозяйство, энергетика, финансы и др.).
Присовокупить к этому автомобильное производство? Что ж, интересный вариант.
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ
Фольксваген ищет покупателя на свой завод в Калуге с сентября – когда стало очевидным, что шансы возобновить производство уменьшаются с каждым днем.
Завод запустили в режиме крупноузловой сборки в 2007 году – предприятие открывал лично глава концерна Мартин Винтеркорн (который позже был одной из главных фигур в скандальном дизельгейте).
А уже в 2009 году освоили полный цикл производства – со сваркой и окраской кузовов. Церемонию посетил Владимир Путин (в ту пору премьер-министр) – и ему показали VW Polo, который собирались продавать за 440 тысяч рублей (сейчас бы такие цены).
На пике своего развития завод имел 4200 сотрудников, а всего в эту площадку немцы вложили около миллиарда евро. Мощность завода – 225 тысяч автомобилей в год. В последние годы выпускали Tiguan, Polo и Rapid. В 2021 году сделали 118 тысяч машин.
ФОЛЬКСВАГЕН БЕЗ ФОЛЬКСВАГЕНА
Ходят слухи, что АФК Система хочет сохранить не только автомобильный профиль производства, но и продолжить выпуск собственно Фольксвагенов.
Шанс, конечно, есть. Но – мизерный. В отличие от BMW и Мерседеса руководство Фольксвагена занимало с 24 февраля более мягкую позицию по отношению к России. И это можно понять. Суммарные инвестиции в нашу страну (с учетом моторного завода и сборочного производства в Нижнем Новгороде) превысили 1,5 миллиарда евро – терять такие деньги жаль при любых раскладах.
Но Фольксваген живет по немецким законам. И никто из боссов не даст согласия на подковерную игру под названием «обход санкций». Во-первых, всем хватило дизельгейта. Во-вторых, есть рынки поважнее России – и их нужно сохранить. В-третьих, за обход санкций в Европе теперь уголовка. А санкции ограничивают поставки в Россию комплектующих стоимостью свыше 300 евро.
Так что, сам Volkswagen при любых раскладах будет стоять в стороне – как минимум, до тех пор, пока не закончится СВО и пока в Европе не смягчат санкционное законодательство. А это случится неизвестно когда.
КРИВЫМИ ПУТЯМИ
Ходят слухи, что для обеспечения производства хотят привлечь казахстанскую компанию Allur, в структуру которой входит сборочное предприятие СарыаркаАвтоПром и которая имеет свою сбытовую сеть.
В Казахстане Allur – лидер рынка. Хотя компания вовсе не с безупречной репутацией. На заводе СарыаркаАвтоПром в Костанае собирают автомобили Chevrolet, Kia, JAC и Lada. Мощность завода – всего 100 тысяч машин в год. Для Казахстана это много, для России – смешно.
Но теоретически компания Allur может стать плацдармом для поставки комплектующих, поскольку среди ее акционеров есть китайские компании. А Фольксваген в Китае силен. И вполне можно предположить подобный вариант развития событий: везем через Казахстан комплектующие в Калугу и собираем из них Фольксвагены с частичной локализацией тех компонентов, которые уже делались у нас. Сложно, но возможно.
ВСЕ-ТАКИ, БЕЗ ФОЛЬКСВАГЕНА
Есть и другие варианты – везти комплектующие через Турцию, через Эмираты… Пока никаких решений не принято, но мы узнаем о сделке в ближайшее время.
Я не очень верю в схему кривых поставок комплектующих и выпуска в Калуге именно Фольксвагенов. Слишком болезненная тема для европейцев и слишком много к этому внимания. Как минимум, нужно менять название и эмблемы. Как максимум – будут выпускать что-то похожее по типоразмеру, но совсем другое.
По этому пути сейчас идет АвтоВАЗ с заводом Ниссан в Петербурге: китайские машины с нашими эмблемами. Сначала крупноузловая сборка, как на Москвиче, затем постепенная локализация. Если всё пойдет по такому сценарию, новые автомобили из Калуги мы увидим не в этом году.
Материал от Максима Кадакова.
3 минуты
7 февраля 2023
1941 читали