1125 подписчиков
Восточный БАМ - линия Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Путь к океану построили за два года, в разгар Великой Отечественной.
21 мая 1943 года Госкомитет обороны СССР постановил: приморской части Транссиба жизненно необходима трасса – дублер, доставлять войска и технику на восточную границу.
Дорогу прозвали «пятисоткой», по номеру управления строительства НКВД. Работы были засекречены.
Труднейшая задача для проектировщиков «Лентранспроекта» (сейчас «Ленгипротранс») и строителей – запустить движение уже к 1 августа ‘45 года. В нехоженой тайге, при острой нехватке рабочих рук и ресурсов. Как вспоминал инженер-изыскатель Петр Татаринцев: «Мы сразу поняли, какая гора надвинулась на нас».
«Гора» встретила строителей в прямом смысле – сложнейший перевал Сихотэ-Алиня. С минимальных 23 м дорога здесь поднимается до 1400 м! В условиях военного времени пересечь хребет тоннелем было нельзя. Из 30 вариантов трассы выбрали обходной путь с применением тройной тяги и кривых радиусом 200 м. Составы весом не более 300 тонн обслуживали три паровоза: один тянул вперед, а два позади не давали сойти вниз.
Строителям покорились не только горы, но и река Амур, где соорудили паромную и ледовую переправы.
Уже в июле '45 года по «пятисотке» пошли первые поезда, линия помогла сконцентрировать силы для победы над Японией.
1 минута
7 февраля 2023