Найти тему
36 подписчиков

Государство не успело доказать причастность – человек не виновен.


Именно так кратко можно описать очень важную позицию КС РФ, которую он сформулировал в прошлом году (Постановление КС РФ от 18.07.2022 № 33-П).

Напомню суть дела: человека привлекли к уголовной ответственности, но расследование не было окончено в пределах сроков давности. Обвиняемый отказался от прекращения дела по нереабилитирующему основанию и расследование продолжилось. Результат: неопределённое положение такого человека, т.к. в УПК РФ нет ограничений по предельному сроку расследования.

Что решил КС РФ: в этой ситуации нарушаются «разумные сроки определенности правового положения лица применительно к подозрению или обвинению в совершении преступления» (разве скажешь лучше?), а потому в закон нужно внести соответствующие изменения.

В этот раз законодательная власть не заставила долго ждать и вот законопроект, которым предлагается дополнить ст. 27 УПК положением об обязательном прекращении уголовного преследования в связи с непричастностью лица к совершению преступления в том случае, если уголовное дело не передано в суд или не прекращено по иному основанию в следующие сроки с момента истечения сроков давности уголовного преследования:
- 2 месяца по преступлениям небольшой тяжести;
- 3 месяца по преступлениям средней тяжести;
- 12 месяцев по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Второе нововведение: после истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности лицо не может быть задержано и к нему не могут быть применены меры пресечения, за исключением преступлений, наказуемых смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Цель проекта из пояснительной записки: «обеспечить высокий уровень гарантий прав лиц, подвергнутых уголовному преследованию». Посмотрим, что из этого выйдет.

Трудно спорить, что после истечения сроков давности проводить расследование и тем более держать человека под стражей – совершенный абсурд. Однако, можно посмотреть на эту проблему и со стороны защиты интересов потерпевших от преступлений. Если государство не смогло окончить расследование в пределах сроков давности, то, очевидно, это затрагивает интересы потерпевшего. Как в таком случае ему получить, например, возмещение ущерба, причиненного преступлением, или компенсацию за нарушение разумных сроков производства по делу? Вероятно, стоит предусмотреть и для потерпевших какие-то компенсаторные механизмы применительно к таким случаям? Но законопроект на эти вопросы не отвечает. Видимо нужно дождаться, пока кто-то из потерпевших дойдет до КС РФ и поставит эти вопросы уже там.
2 минуты