Найти тему
1 подписчик

Ловушки системного бизнеса: от Адизеса к нашим дням #retailexpert #adizes #lovushkibiznesa

Мир бизнеса многообразен. В ходе развития бизнес структуры проходят через множество различных проблем, которые, если присмотреться, многократно повторяются и могут быть отнесены к институциональным. Перед нами одна из типичных ситуаций. Создатель интересного бизнеса был успешен и в любви. Увы, никто не вечен под луной и теперь многочисленные наследники и те, кто себя ими считает, рвут свое. А бизнес систему "трясет". Но это конкретная,ситуация, а если обобщить конкретику, классифицировать повторяющиеся случаи?
Ицхак Адизес при выработке теории жизненного цикла организации выделил четыре системные ловушки: "смерть во младенчестве", "ловушка основателя", "несостоявшийся предприниматель", "преждевременное старение". В анализе развития торговых систем их можно интерпретировать следующим образом:
Смерть во младенчестве» - отсутствие концепции развития, Ошибка в позиционировании на рынке, товаре, инструменте развития. Отсутствие знаний у владельца. Нежелание рисковать. Недостаток капитальных ресурсов (McDonald’s столкнувшаяся на этапе своего становления с проблемой хозяйственной независимости франчайзи)
Ловушка основателя - владелец торговой компании не смог отойти от «ручного» управления бизнесом и стать только собственником и стратегом. Ошибка в подборе наемного менеджмента (Торговая сеть ПФК «БИН» (приобретение сети магазинов «Магнолия», 2001 г.)
Несостоявшийся предприниматель - недобросовестная конкуренция. Потеря контроля за текущей деятельностью. Применение административного ресурса («Арбат – Престиж», «Евросеть»)
«Преждевременное старение» - несоразмерное раздувание административного персонала и его роли, чрезмерный контроллинг. Отсутствие концепции развития и органичной корпоративной культуры, инвестиционный характер компании (X5 RetailGroup)
Но жизнь не стоит на месте. И в книге "Интеграция торговли в России" я позволил себе добавить к ним еще два системных отклонения:
«Искусственное ускорение темпов роста» -погоня за темпами роста и ускоренной капитализацией.​ Чересчур агрессивная экспансия. Растягивание инфраструктуры. Чрезмерная универсализация или диверсификация бизнеса. Ошибка в выборе инвестора («Эльдорадо», «Техносила» были вынуждены сменить основателей и уйти под управление стратегическим инвестором).
«Нарушение в памяти системы» -перекладывание системной ошибки на конкретного менеджера. Недооценка роли личности в развитии розничного бизнеса. Чрезмерный упор на технологии управления и контроллинга (Kmart, X5 RetailGroup последние годы)
И вот теперь, принимая во внимание ситуацию вокруг бизнеса Трубникова и похожие истории, то можно сформулировать еще одну ловушку развития бизнеса. Назовем ее условно «Пренебрежение будущим» - путаница в наследовании, «любвеобильность» собственников, чрезмерная доверчивость наемному менеджменту.
Представляется, что список расширится, ведь человек -созидатель многогранен, а мир больше и еще многограннее
2 минуты