59,8 тыс подписчиков
Дэвид де Гранж «Семейство Солтонстолл», 1636 год
Считается, что на этой картине изображен сэр Ричард Солтонстолл (1595–1650) из графства Оксфордшир со своей семьей. Сэр Ричард овдовел в 1630 году, а в 1633 году женился во второй раз на даме по имени Мэри Паркер.
В 1636 году Ричард Солтонстолл заказал семейный портрет, но не придумал ничего лучше, как запечатлеть на нём обеих своих жён — живую и покойную. Современному человеку такое изображение семьи может показаться довольно странным, однако в те время это не было редкостью.
Бледная фигура в постели, скорее всего, является посмертным портретом его первой жены Элизабет Басс.
Женщина указывает ослабшей рукой на двоих дети, давая зрителю понять, что это её дети. Мальчик и девочка держат за руки друг друга и своего отца, образуя цепочку семейного единства. Мальчик — старший ребёнок, а в платье он одет потому, что в то время мальчики начинали носить бриджи только в возрасте шести или семи лет.
Странной деталью кажется то, что сэр Ричард Солтонстолл даёт умершей жене свою перчатку, снятую с руки. В средневековье рыцарь, отдающий перчатку с правой руки, считался вассалом того, кому вручал «залог». Вообще в то время перчатки были символом чести и достоинства, поэтому, возможно, Ричард так выражает чувство долга и благодарности по отношению к первой жене.
Ещё можно заметить, что "живой" рукой без перчатки он держит детей, а рукой в перчатке даёт другую перчатку ушедшей жене, что как бы разделяет живых и мёртвых.
Женщина, сидящая справа — это вторая жена Ричарда. Молодая Мэри Паркер держит на своих руках младенца, который, скорее всего, является одним из её сыновей. Это либо Джон, который родился в 1634 году, но умер почти сразу, либо Филипп, который родился в 1636 году. Большинство искусствоведов склоняются к тому, что на картине изображён второй сын Мэри.
Интересный момент: обе жены очень похожи между собой. Такое впечатление, что они сёстры, хотя на самом деле таковыми не являлись. Причём живая жена выглядит старше.
Красные драпировки большой кровати символизируют богатство и высокий статус, что не является случайностью, ведь род Солтонстолл был знатным и зажиточным. Слева и справа от кровати видны края богатого гобелена на стене — снова знак богатства.
Смешение фигур мёртвых и живых на картине перекликается с традициями погребальных памятников XVI и XVII веков, где скульптура супруга могла быть поставлена рядом со скульптурами его первой и второй жён, и все они сопровождались скульптурами живых и умерших детей.
2 минуты
17 февраля 2023
2790 читали