59,4 тыс подписчиков
Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», 1833 год
На этой картине художник изобразил молодую женщину в кремовом перламутровом платье. Вот только окружающий пейзаж не соответствует наряду — это место больше похоже на тёмное подвальное помещение. Да и глаза у героини картины почему-то завязаны. Что же здесь происходит?
Полотно создал живописец Поль Деларош, посвятив его Джейн Грей — правнучке короля Генриха VII.
Джейн Грей получила в народе прозвище «королева девяти дней». Несмотря на своё монаршее происхождение, она была лишь четвёртой в очереди среди всех престолонаследников, поэтому не имела больших шансов на трон.
В то время у власти был 15-летний Эдуард VI, а прямой наследницей трона была его старшая сестра Мария. Но смертельно больной король назначил своей преемницей Джейн, разделявшую с ним протестантскую веру.
После смерти монарха Джейн находилась на троне всего девять дней. Мария возглавила мятеж, который завершился для неё успешно. А Джейн Грей была казнена вместе со своим мужем.
Есть предание, что силы покинули Джей прямо перед самой казнью. Её глаза были завязаны и дорогу к плахе найти она не могла. «Что теперь делать? Где она плаха?» — спрашивала молодая королева. По словам очевидцев, к плахе арестантку подвёл какой-то человек из толпы. Именно этот момент казни и изобразил на своей картине Деларош.
В процессе работы он создал много эскизов, тщательно выписывая детали героев сюжета. Считается, что все действующие лица были списаны с натуры. Натурщицей для идущей на казнь Джейн, предположительно, была актриса Анаис Обер.
«Казнь Джейн Грей» была представлена публике 1 марта 1834 года на открытии Парижского художественного салона. Она вызвала большой резонанс в обществе и стала одним из самых обсуждаемых художественных произведений.
Части критиков не понравилась чрезмерная театральность сюжета. Мол, картина похожа на постановку, из-за чего нет ощущения реальности происходящего. Но большая часть аудитории всё же восприняла полотно на «ура», сделав Делароша триумфатором выставки.
Спустя годы, интерес к академической живописи пропал, и картина стала забываться. Её убрали в подвал Национальной галереи Лондона, где она была повреждена в результате разлива Темзы. Вскоре об этой произведении искусства все забыли и много лет считали утерянным, пока однажды случайно не обнаружили.
Картину реставрировали и вновь вывесили в Национальной галерее, где она находится и по сей день. Совершенно неожиданно полотно вновь стала популярным и в течение десятилетий остаётся одним из самых востребованных экспонатов музея.
2 минуты
16 февраля 2023
4148 читали