Найти в Дзене
18 подписчиков

Кризис 1 года


Л. С. Выготский связывет такой навык, как становление ходьбы с моментом вступления в период этого кризиса. "Первая ступень развития детской воли". Хотя традиционно этот кризис не считается острым, тем не менее, в это время и в норме могут наблюдаться выраженные нарушения сна и бодрствования, потеря аппетита, увеличение эмоциональной лабильности (появление плаксивости, обидчивости).

В чём же смысл этого кризиса? Овладение ходьбой резко изменяет жизненную ситуацию. Взрослый перестаёт быть обязательным условием адаптации ребёнка, который всё чаще остаётся один на один с окружающим миром и временами начинает "терять" близкого как эмоциональный ориентир. В этот период происходит не только физическое, но и психическое отделение ребёнка от взрослого.

Сложность адаптации ребёнка проявляется в том, что он, оставшись один, попадает под власть силовых воздействия окружающего сенсорного поля. В это время внешние впечатления начинают захватывать ребёнка настолько, что это мешает развитию его взаимодействия со взрослым. Ему бывает крайне трудно оторваться от заинтересованного его объекта и, как это было раньше, разделить внимание с взрослым. Малыша невозможно дозваться: он слишком погружается в нанизывание колечек пирамидки, самозабвенно возит машинку, не в состоянии оторвать от неё взгляд, его захватывает пересыпание песка, перекладывание камушков и тд.

У ребенка проявляется "полевое поведение" (когда объекты в окружении захватывают внимание) и он стремится безоглядно бежать в направлении понравившиеся предмета, совершать действия, продиктованные ситуацией и свойствами предметов: бесконечно открывать и закрывать двери, лезть во все ящики подряд, даже не сосредотачиваясь на их содержимом, залезает на лестницу, прилипает к забору и тп.

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок становится упрямым и капризным, демонстрируя яркие протестные реакции (негативизм, агрессию), малыш может даже укусить или ударить взрослого. Мама начинает чувствовать, что она теряет эмоциональный контроль над ситуацией взаимодействия с малышом, который оказывается полностью захваченным возникающим перед ним "полевыми" соблазнами.

Что делать?
1. Принять тот факт, что трудности поведения вызываются конкретно захваченностью окружающего сенсорного поля. В этом случае мы не перекладываем вину на ребёнка, и не вступаем в конфликт с малышом, а пытаемся скорее отвлечь его, используя "поле" как помощь, найдя яркое впечатление или переключив внимание ребёнка в ином направлении. Очень помогает указательный жест и слово-указание. Например, вместо того чтобы оттаскивать ребёнка от лужи или запретить подбирать камушек, можно указать пальцем на другую, не менее яркую точку в окружении: 'вот птичка полетела", "смотри, какая машина", "побежали по той дорожке".

2. Мы можем расстраиваться из-за отношений с малышом, и как следствие можем пытаться переломить его, требуя хорошего поведения в тот момент, когда он просто не может выполнить просьбу. Например, малыш не может прервать своё действие, если оно не закончено (недолистана книжка, недособрана пирамидка, коробка не вытряхнута). Бывают разлады в кормлении, когда уже державший в руке ложку ребёнок начинает активно размазывать еду по столу, проявляются сложности как с выходом на прогулку, так и с возвращением домой, с укладыванием спать и так далее.

3. Согласиться с тем, что отвлекающие манёвры не означают "идти на поводу у капризного ребёнка". Отвлекающий манёвр является скорой помощи в организации поведения ребёнка и способом сохранения эмоциональной связи с малышом.

4. Хорошо начинать проговаривать детально не только то, что происходит с ребенком сейчас, но и то, что произойдёт в ближайшем времени. А малыш уже начинает с удовольствием слушать истории про себя и о своих недавних подвигах. Тем более, развитие речи в это время позволяет ребёнку самому начинать включаться в такие комментарии. Он не только с удовольствием слушает, но и сам называет отдельные яркие явления.
...⬇️
3 минуты