Найти тему
МАТВЕЙ МУДРОВ: ОТЕЦ РУССКОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Каждый из нас неоднократно бывал на приёме у врачей-терапевтов и, конечно, понимает значение этой профессии для помощи больным людям. Ведущий доктор внимательно изучает нашу личную историю болезни, назначает, помимо лекарств, углубленное клиническое обследование, лечит и занимается профилактикой всех наших проблем со здоровьем. А знаете ли вы, кто является основателем русской школы терапии, кто впервые ввёл саму систему сбора, хранения и анализа медицинских данных о каждом пациенте, кто разработал научную базу для создания стройной системы клинических правил, а также врачебной этики? Эти, и многие другие заслуги, принадлежат выдающемуся врачу, профессору терапии и патологии, директору Клинического института, статскому советнику и кавалеру многих орденов – Матвею Яковлевичу Мудрову. Его биография, включающая научные труды по медицине, вызывает не только уважение. Она достойна внимательного изучения. Матвей Мудров родился в многодетной семье священника Горне-Успенского монастыря в Вологде, в 1776 году. Первое образование он получил в местной духовной семинарии, затем продолжил обучение на медицинском факультете Императорского Московского университета. Здесь он проявил себя как одарённый и трудолюбивый студент, за что был награждён двумя золотыми медалями, а в качестве поощрения направлен за государственный счёт во многие заграничные стажировки. В Германии, Австрии, Франции юный медик слушал лекции лучших профессоров Европы. Особое восхищение у него вызывал Кристоф Вильгельм Гуфеланд, гордость Берлинского медицинского факультета, автор системы врачебной науки под названием «макробиотика», а также крупной научной работы – «Искусство продлить человеческую жизнь»». Вернувшись в Россию, юноша посещал салон в доме И. П. Тургенева, директора Московского университета, где собирались выдающиеся умы того времени, такие как Н Карамзин, В. Жуковский, Н. Новиков. Диссертация Мудрова, написанная на латинском языке, получила высокую оценку специалистов. Он был удостоен звания доктора медицины, и уже через год стал экстраординарным профессором. В условиях нарастающей угрозы со стороны армии Наполеона, задачи военной медицины становятся в России приоритетными, и Мудров пишет уникальную по своей значимости для того времени работу «Принципы военной патологии», основанную на результатах лечения раненых. Однако славу профессору принёс другой труд, вскоре переизданный дважды. Речь идёт о его знаменитой лекции «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или наука сохранять здоровье военнослужащих». Лекция была прочитана на торжественном собрании Московского университета и легла в основу первого в России академического курса гигиены. «Солдат жертвует всем своему Отечеству – свободою, потом, кровью, а иногда и самой жизнью. Для пользы его пожертвуйте несколькими минутами – я коснусь его подвигов и болезней… Сей воинствующий человек заслуживает всеобщую благодарность вашу, то есть он стоит и требует того, чтобы были найдены и употреблены все способы к облегчению его жребия и сохранению его здравия, ибо здравие дает храбрость, а храбрость – победы». Так начинается речь Мудрова, актуальность которой становится особенной важной в наши дни. В трудах этого врача и ученого еще в начале 18 века объяснялась великая польза физических упражнений, постоянного движения, правильного питания, оптимального обмундирования, устройства казарм, умение оказать взаимопомощь, но и позаботиться о собственном здоровье. На войне, как и в мирное время, огромную роль играет личный пример сильной, закаленной, спортивной личности, за которой тянутся все остальные. И во время Отечественной войны 1812 года, когда на миллионную армию российской империи приходилось всего 500 врачей, а на фронте и в тылу катастрофически не хватало специальных медицинских средств, Мудров учил солдат использовать природные и подручные средства. Затем он с той же самоотверженностью начал восстанавливать медицинский факультет родного университета, который был разорён неприятелем во время оккупации и поджога Москвы. Тогда в огне страшного пожара горели
2 месяца назад
ПАРАДОКСЫ ВОСПРИЯТИЯ АПОСТОЛА АНДРЕЯ В РОССИИ «Судьба Андрея Первозванного в России парадоксальна. О нём почти не упоминается в евангельских «Деяниях апостолах», но именно святой Андрей у нас наиболее почитаемый из них. Культ первого ученика Иисуса Христа начался только в IV веке и основан на апокрифах, которые со временем дополнялись новыми преданиями и легендами. Как доказали профессиональные историки, Всехвальный Андрей не был на Руси и не благословлял «киевские горы», но именно он считается просветителем Скифии и покровителем нашего Отечества. Его Крест украшает военно-морской флаг русского флота и главную государственную награду – Орден Андрея Первозванного. Однако её получили наряду в выдающимися историческими деятелями и патриотами, такими как Пётр Великий, Фёдор Головин, Борис Шереметев, также предатели, например, Мазепа и Горбачёв. Свернуть Парадоксальна и судьба моей книги об апостоле Христа. Её заказали руководители Благотворительного фонда Андрея Первозванного, а когда монография была сделана, они не приняли её правдивое содержание. Рукопись ещё не была опубликована, а её рождении книги уже было рассказано в моей биографии, которая вышла в свет раньше. Вот и сегодня, ввиду огромной важности темы, презентация должна была бы по идее проходить в большом зале, при участии соответствующих лиц, в том числе духовного звания, но собрались единицы энтузиастов, подвижников. Причём в очень своеобразном светском помещении, где раньше, до реконструкции был католический храм святых апостолов Петра и Павла. Тут вспоминается притча о «зернах», которые Господь сеял «в тернии и при дороге» с верой, что где-нибудь да прозябнет. Кто-нибудь, да узнает правду, поймёт истину и донесёт её до других. Не сегодня, так завтра. Не завтра, так послезавтра». Фрагмент из речи П.В.Тулаева 18. 12. 2024. Более подробно смотрите публикации на сайте «АТЕНЕЙ».
2 месяца назад
Павел Владимирович Тулаев, академический учёный, о Сербии Если рассмотреть Сербию с точки зрения метаистории, мы откроем для себя её глубокую древность. Сербы (лат. – Serbi, греч. – Σέρβοι) – одно из старейших названий родственных племён индоевропейского корня, расселившихся с незапамятных времён по всей Евразии. Когда ещё не появилось понятие «славяне», сербы было общим именем для иллиров, фракийцев, антов, трибалов, бойков и других племён, которых немцы прозвали вендами (Windisch). Уже одного этого факта достаточно, чтобы поставить Сербию в центр внимания славяноведения как академической науки. Учёные спорят о прародине сербов, ищут её в Индии, средней Азии, Сибири, в восточной Европе и на Дунае, выдвигают различные гипотезы, но все сходятся в признании длительности исторического пути этого суперэтноса. Одна из наиболее спорных тем – проблема преемственности между античными культурами сербов, иллирийцев, фракийцев, македонцев и архаическими цивилизациями Лепенский Вир, Вучедол, Винча, существовавшими в бассейне среднего Дуная в VII-V тысячелетиях до н.э. Скорее всего, сербы, как и другие варварские племена: скифы, хорваты, болгары, гунны, мадьяры, – пришли на Дунай из Азии, поэтому нельзя не учитывать восточный период в их истории. Свернуть С другой стороны, надо понять роль сербов в Лужицкой культуре, восходящей к античной эпохе бронзы и раннего железа. Как мы знаем, расселение древних славян-вендов, происходило по долинам рек, в отличие, например, от эллинов, которые создавали свои колонии на берегу морей. Видный этнограф и географ царской школы А.Ф. Риттих помещал Белую, то есть Великую или древнюю Сербию, в верховья Волги, Оки, Днепра, Двины и Немана, а затем прослеживает их путь на Запад. Лингвисты разных стран скрупулёзно изучают корни балканских языков, сравнивая их с другими индоевропейскими системами. Здесь налицо связь сербского и древнемакедонского, иллирийских и словенских диалектов, но самое интересное – многочисленные параллели между сербским и санскритом. Многочисленные совпадения в лексике, грамматике и фонетике не могут быть случайными. Поэтому можно говорить не только о восточнославянской общности, сложившейся ещё в античные времена, но также о славяно-арийской цивилизации: от Индии и Урала до Атлантики. В скифские времена предки сербов были известны западным и южным соседям под разными именами: сабиры, серы, сираки. В VII-IV вв. до н. э. они кочевали в степях Поволжья, Урала и Западной Сибири. Старинные китайские хроники сообщают о неоднократных нападениях на пограничные районы Поднебесной полчищ северных варваров, потеснивших гуннов. В первые века христианской эры эти племена обитали к северу от Кавказа, между устьями Дона и Волги, при Каспийском море. Они фигурируют в географических и исторических сочинениях античных авторов. Римские историки 1 века н.э. Корнелий Тацит и Гай Плиний упоминают сербов, проживающих в Причерноморье, у Боспора Киммерийского, то есть на побережье Меотийского (Азовского) озера и на Таманском полуострове. Греческий географ Клавдий Птолемей помещает сербов на северном Кавказе и на просторах азиатской Сарматии (Sarmacia), где множество созвучных топонимов. Есть мнение, что само географическое название Сарматия, происходит от имени сербов. Постепенно кочевники дошли до Дуная, расселились от степей Причерноморья и Карпат до Адриатики и Балтики. В эпоху раннего средневековья балтийские венды вели оседлый образ жизни. Они имели множество городов, поддерживали торговлю со всей Европой, а мастерство их ремесленников удивляло иностранных гостей своим совершенством. Западная граница между Сарматией и Германией (франками) проходила по реке Лаба (Эльба), где в эпоху Карла Великого был установлен так называемый «Сорбский рубеж». Западную Сербию называли также Белой или Бойкой. Византийский император Константин Багрянородный писал: «Да будет известно, что [нынешние] сербы происходят от некрещеных сербов, называемых также «белыми», и живут по ту сторону Туркии [венгров] в местности, именуемой ими Бойко. С ними граничит Франкия [германцы], а также Великая Хорватия, некрещёная, н
2 месяца назад
Павел Владимирович Тулаев системно изучает скифов Академический ученый Павел Владимирович Тулаев пишет 25 июля 2024 года: Когда видишь что-то уникальное и ценное, хочется прикоснуться к нему рукой, сделать памятный снимок. Здесь я рядом с реконструированной одеждой скифов.
7 месяцев назад
РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ВИНДЛАНДА (58.1) В то время, когда варяжская Русь только начала формировать на востоке новое государство, наследники балтийской Славии создали в районе Венедского залива целую систему городов и культовых центров, известных в эпоху средневековья как Вендланд или Виндланд. В эту систему городов-полисов, подобную адриатической Венеции и восточно-европейской Гардарике, входили: Старград (Ольденбург) в земле вагров; Любич (Любек), Ратибор (Ратцебург), Зверин (Шверин) и Родсток (Росток) в нынешнем Мекленбурге; Аркона, на острове Руян (Рюген); Ретра в Мекленбурге, Щецин (Штеттин), Демин и Волгаст в Померании; торговый центр Волин (Юлин, Винетта), расположенный в устье Одры и другие «грады и веси», менее отдаленные от моря. Как возникло это созвездие славянских городов и как сложилась их судьба? Свидетельства историков и современников дают нам возможность получить весьма полное представление о Виндланде. Свернуть По сведениям Яна Длугоша, польского историка XVI века, которые он сам почерпнул из более ранних источников, славянской колонизацией Поморья руководил князь Лешек III. «Он поделил между двадцатью своими сыновьями все приморские края, земли славов, ругян, полабов, ободритов, варазов и кашубов, простиравшиеся до Миснии, Вестфалии и вод Океана, а также все Польские или Славянские державы, расположенные между реками Лаба (Альбис) и Гавел (Хабела) и каждому дал особую вотчину. Они долго правили этими землями, основали много городов и замков и дали им названия; и хотя тевтоны позже захватили их и до сих пор удерживают, они сохранили первоначальные названия, а другие были переделаны на немецкий лад: Буков (Буков), Добин, Брема, Микельбург, Люнембург, Альдембург, Рацебург (Рачесбург) Зигебург, Плюнен, Слезвик, Илов, Зверин, Малехов, Ростек, Кучин, Верлем и т.п. Бывшие славянские земли вместе с городами перешли во владение саксов, вестфальцев, голландцев, фризов и других народов, говорящих на немецком языке; а князья этих земель и шляхта уступили со временем немцам или были ими уничтожены. Последним уступил мощи князя Сакенского Генриха Льва славянский вождь Никлот со своими сыновьями Прибыславом и Вартиславом. Однако в сельских местностях до сих пор живут славяне-земледельцы, говорящие не только на польском языке, но и на наречиях, испорченных и сильно измененных вследствие смешения с соседними и прочими языками». Немцы называли вендов windish, а их страну Склавонией (Славией), которую считали частью Великой Германии (Germania Magna). Адам Бременский в «Деяниях гамбургских архиепископов» (XI век) даёт описание «Склавонии (Sclavania), пространнейшей области Германии, населенной винулами (Winuli), которые некогда звались вандалами (Wandali)». «Она, – пишет хронист, – вдесятеро больше нашей Саксонии, в особенности если к ней причислить Чехию (Boemia) и живущих за Одером (Oddara) поляков (Polani), так как ни образом жизни, ни языком они не отличаются. Эта страна, обильная оружием, мужами и плодами [земли], со всех сторон замыкается прочными границами лесов и рек. В ширину, с юга на север, она [простирается] от реки Эльбы (Albia) до Скифского моря (mare Scythicum). В длину же она, начинаясь от нашей Гамбургской епархии, тянется на восток, включая бесчисленные земли, до Баварии, Венгрии (Ungria) и Греции (Grecia)». ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ВИНДЛАНДА» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.217-222). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
7 месяцев назад
РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ВИНДЛАНДА (58.2) Далее у Адама Бременского следует описание западнославянских племен и их городов, в частности Волина (Винетты, Юмны), пересказанное позже Гельмольдом: «По ту сторону от лютичей (Leuticii), другое имя которых — вильцы (Wilzi), протекает река Одер, наиболее полноводная из рек в стране славян. В ее устье, где она впадает в Скифские болота (Scytice paludes), расположен знаменитейший город Юмна (Iumne), весьма многолюдная гавань варваров и греков (Greci), обитающих вокруг. Об этом славном городе ходит множество невероятных рассказов, поэтому я счел уместным включить кое-что, достойное упоминания. Это, безусловно, самый большой город во всей Европе, населяют его славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Равным правом на жительство обладают и приезжающие саксы, если только они не выказывают там всенародно христианства. Дело в том, что все они до сих пор пребывают в заблуждении язычества, хотя в остальном не найти народа более честного, добросердечного и гостеприимного». Языческие святилища были и в других городах славянского Поморья: в Щецине, Радигощи, Ретре, на острове Руян, что свидетельствует о развитой религиозной культуре той эпохи. То, что преобладающим населением Восточной Германии и особенно Виндланда (Славии) были венды-славяне, мы считаем доказанным. На каком языке они говорили и писали? По утверждению А.Г.Маша, местные жители эпохи Ретры говорили на родном вендском языке. Он также приводит доказательства того, что «венды пользовались руническими письменами», которые намного древнее готских букв Ульфилы и, по одной из гипотез, принесены кимврами из Италии. Однако судьба вендского языка на территории Германии сложилась трагично. После разрушения культовых центров славян в Прибалтике, насильственной христианизации, латинизации и германизации, письменные традиции древних славян, здесь были постепенно утеряны. Противоборство славянских и германских племен в бассейне Балтийского моря, начавшееся ещё в античную эпоху, приобрело гигантские масштабы после появления Франкского государства. Оно объединило (в 6-8 вв.) племенные союзы алеманов, баваров, тюрингов, саксов и другие этносы. Император Карл, прозванный немцами Великим (Carolus Magnus, 742-814), значительно расширил владения франкского государства. На западе его граница шла по Атлантике, на юге – достигала Испании и Италии, на востоке – граница проходила по Дунаю и Лабе. Здесь проходил «сорбский рубеж», который отделял новые завоевания саксов от земель лужицких сербов и других славян. Понятно, что новые земли завоёвывали силой, но при этом император Карл опирался на Церковь и свод законов, некоторые из которых уместно здесь процитировать. В эпоху Карла Великого начали действовать кровожадные законы, записанные в специальном Капитулярии: «Кто из племени саксонского будет впредь уклоняться от крещения, не явится для совершения над ним этого таинства, желая оставаться в языческой вере, — будет казнен смертью». «Кто сожжет по языческому обряду тело умершего и обратит в пепел его кости, — будет казнен смертью». «Кто принесет человека в жертву дьяволу по обычаю язычников, будет казнен смертью». «Кто вступит в заговор с язычником против христиан или будет упорствовать во вражде к христианам, — казнится смертью» и т.д. Всё, что не укладывалось в рамки библейского мировоззрения или католических догм, воспринималось Церковью с самого начала ее существования как «преступное язычество», «договор с Дьяволом» и как «заговор против христианства». ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ВИНДЛАНДА» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.217-222). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
7 месяцев назад
РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ВИНДЛАНДА (58.3) Вождю саксов-язычников Видукину (755-807) приписывают рассказ о том, как ободриты героически сражались в войне против королевства франков, силой навязывавшего им свои жестокие порядки. «Они больше хотели войны, чем мира, и ставили дорогую для них свободу выше крайней нищеты. Это люди твердые, закаленные в труде, привыкшие к самой плохой пище и то, что нашим показалось бы тяжелой нагрузкой, славянам приятно. Много дней они сражались, саксы – за славу и обширное государство, ободриты – за то, быть им свободными или нет». После завоевания германским королем Оттоном I большой части Италии в 962 г. образовалась «Священная Римская Империя», где славяне (венды) заняли подчиненное положение по сравнению с немцами. Время от времени славяне поднимали восстания, которые переходили в вооруженные столкновениями с германцами и, как правило, жестоко подавлялись. Например, в 983 году император Оттон II, разгромил армию восставших вендов, отвоевал у них Бранденбург (Бранибор) и уничтожил более 30 тысяч повстанцев. В «Хронике марки Бранденбург сообщается: «Венды вспомнили о своем былом величии, когда они захватили Рим и Карфаген, когда их король Гензерих владел Африкой, Сицилией и Вельшландом. К вендам тогда относились ободриты, вагры, ругяне, кашубы и лужичане». «Они сравняли с землей все церкви, кроме церкви Св. Марии, которую они посвятили своему древнему идолу Триглав». ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ВИНДЛАНДА» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.217-222). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
7 месяцев назад
НРАВЫ И ОБЫЧАИ (57.1) Норманнское влияние на Руси проявилось во всех областях культуры. Варяжская традиция, пришедшая “из заморья”, отличалась от восточнославянской, скифской и финской. Например, норманны особо почитали культ Перуна (Тора), который был богом княжеской дружины. Среди славян и других племен варяжской Руси более широко были распространены обряды в честь Велеса и Макоши. Когда князю Владимиру не удалось примирить языческих богов в едином пантеоне, он принял православную веру и стал утверждать христианство как новую государственную религию. Об этом подробно рассказано в соответствующих главах. Варяги были отличными воинами. Они были вооружены большими мечами франкской работы, деревянными щитами и копьями. Многие из них в совершенстве владели искусством кораблестроения. Кстати, летописцы замечают, что на кораблях руссов были шёлковые паруса, а у славян – льняные. Именно после прихода норманнов Русь совершила самые крупные военные походы на Царьград и потеснила на восток степняков-кочевников. К норманнскому и византийскому стилю относятся первые чеканные монеты с родовой княжеской геральдикой, серебряные и золотые гривны, застежки-фибулы, декоративные украшения в форме плетенок и змеевиков в стиле бор, некоторые художественные элементы оформления рукописных книг. Много общего мы находим между готским правом и Русской Правдой эпохи первых Рюриковичей. “Вестготская Правда”, как называет ее советский историк А.Р. Корсунский, регулировала всю совокупность семейно-родовых отношений. За обиду, нанесенную одному из членов рода, имели законное право мстить его сородичи. Обидчик мог также получить за полученное оскорбление выкуп (вергельд, вира), то же самое мы находим в Русской Правде, где этот выкуп назывался вирой (“Аже оубиет муж мужа, то мстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови. – Аще ли не будет кто его мстя, то положити за голову 80 гривен...”. Далее закон уточняет сумму выкупа для прочих сословий, различая русина и славянина. Личная жизнь зависела от многих обстоятельств: происхождения, сословия, места проживания, рода деятельности. Славяне жили преимущественно семьями, большими общинами, где действовали неписанные правила народной традиции. Каждый этап жизненного пути сопровождался особыми обрядами: приём родов, наречение имени, юношеские игры, посвящение в воины, выбор невесты с последующим свадебным праздником и т.д. ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «НРАВЫ И ОБЫЧАИ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.212-217). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
7 месяцев назад
НРАВЫ И ОБЫЧАИ (57.2) В начале христианской эры в славянских семьях преобладал моногамный брак, однако многоженство, распространенное с незапамятных времен, долго сохранялось в княжеских домах, полных рабынь и наложниц. Любимым развлечением всех жителей Руси были песни и пляски. Музыка различных жанров – от обрядовой до увеселительной – сопровождала жизнь любого человека от рождения до смерти. Постепенно среди наиболее одарённых людей сложилось сообщество профессиональных музыкантов, известных по былинам как калики-перехожие и скоморохи. Они потешали своих слушателей мастерской игрой на гуслях, дудках, рожках, волынке и всякого рода ударных инструментах. Скоморохи играли на праздниках и на пирах, на свадьбах и прочих торжествах. Среди них были забавные певцы, шуты, плясуны и акробаты. Нарядившись в яркие костюмы, они устраивали платные театральные представления, чаще всего – комедии, полные юмора и стихотворных каламбуров. Были среди них и опытные циркачи, ходившие из города в город с прирученными животными: собаками, кошками, медведями. Были даже кудесники и знахари, торговавшие целебными травами. Поэтому в репертуаре бродячих артистов наряду с развлекателями сочинениями попадались и серьезные произведения. Например, этнограф А. Фаминцын, пересказывает поучительный сюжет о том, как «скоморох побеждает в споре жида-философа». Дело народных сказителей, калик-перехожих, певших под гусли старинные былины, так называемые «старины», было весьма почетным и уважаемым. Знаменитые богатыри – Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович, как и новгородский купец Садко – любили играть на гусельках, вспоминать славные времена и похваляться своими подвигами. В варяжскую эпоху (VIII-IX вв) на Руси получили распространение шахматы, проникшие с Востока, о чем свидетельствует персидско-арабская терминология игры. Русский ферзь происходит от слова визирь. В переводе даны названия шахматных фигур слон и ладья. Хотя сама игра была заимствована, шахматные фигуры делали сами русские мастера из кости и дерева, о чем свидетельствуют археологические раскопки XI-XII вв. в Новгороде и Киеве. Шахматы упоминаются во многих русских былинах. Умение играть в них считалось характерной чертой легендарных чудо-богатырей. Заядлым шахматистом был легендарный купец и гусляр Садко. Он прославился своим богатством, веселым нравом и опытом дальних странствий. Когда Садко по приглашению Золотой рыбки решил посетить владения морского царя, он взял с собой шахматы, чтобы состязаться с ним в эту игру: “И скоро Садко нарежается. Берет он гусли звончатые Со хороши струны золоты, И берет он шахматницу дорогу Со золоты тавлеями. Со темя дороги, вольящеты. И спущали сходню ведь серебрену Под красным золотом, Проходил Садко-купец, богатой гость, Спущался он на сине море, Садился он на шахматицу золоту”. Если шахматы можно назвать аристократической игрой, доступной для князей и бояр, то военные турниры, где всем можно было «померяться силой», были более демократичными. Они собирали людей всех сословий, особенно когда речь шла о кулачном бое «стенка на стенку». ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «НРАВЫ И ОБЫЧАИ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.212-217). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
7 месяцев назад
НРАВЫ И ОБЫЧАИ (57.3) Во время похорон знатных князей или воевод, тела которых после смерти закапывали вместе с утварью хозяина в могилы курганного типа, русичи устраивали тризну. Так назывались поминки, где после общего пира, обрядовых песен и плясок, проходили «ристалища», конные и боевые состязания. «Устав князя Ярослава», то есть Ярослава Мудрого, назывался «Русской Правдой». Она была подобно законам готов и варягов, и между прочим различала в правах русов и славян. Похоронный обряд имел свои особенности в разных землях. Многие авторы сообщают, что у жён славян и русов был суровый обычай публичного «соумирания» (сахамарана) со своими мужьями через самосожжение, повешение или иным способом. Византийский полководец Маврикий в своём «Стратегиконе» пишет об антах и склавах: «Жены их целомудрены сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве». Такой же обычай существовал у эрулов (герулов), живших к северу от Истра. По древней ведической традиции вдовы совершали обряд «Сати», первой жены Шивы, возродившейся после добровольной смерти в облике богини Парвати. Он сохранился на Руси до эпохи Крещения, а в Индии до XX века. После совместного захоронения душа верной жены вместе с душой мужа отправлялась в Рай. Ибн Рост сообщает о земле славян (возможно, Вантит) следующее: «Женщины же (их), когда случится покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на то место, где это происходило, собирают с того места пепел и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать больше или меньше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец завязывает вокруг своей шеи. После того, как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню…». Церковь осуждала жен-самоубийц, считая их неразумными и греховными: «Дьявол желению учит и иным бо творит резатися по мертвых, а иных в воде топитися нудит и давитися учит», – записано в «Слове святого Дионисия о жалеющих». Этот драматичный обряд в наше время заменен распространенным обычаем хоронить жен рядом с могилой их супругов, когда вдовы умирают после них «естественной» смертью. ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «НРАВЫ И ОБЫЧАИ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.212-217). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
7 месяцев назад
РОД ЗАНЯТИЙ РУСОВ (56) Из данных археологии и других источников мы знаем, что основным занятием славян, потомков ванов и свевов было земледелие. У них была развита трехпольная система, имелся самодельный инвентарь, особо почитался культ плодородия, приуроченный, согласно календарю, к различным временам года. В древних былинах и сказках сохранился образ богатыря-землепашца: Кузьмы, Микулы Селяниновича и др. Эти факты подтверждают и зарубежные авторы, которые также обращают внимания на экзотические для них промыслы, как, например, пчеловодство. Основные занятия Русов – война и торговля. Вооруженные Русы формируют дружины, которые охраняют князей и купцов. У одного из князей в дружине было около 400 человек «из храбрых сподвижников его и верных его людей». По свидетельству современников Русы были мужественными и храбрыми войнами, «но смелости этой на коне не обнаруживали, ибо все свои набеги и походы производят они на кораблях». Указание на походный образ жизни не случайно. Русь, по сообщению Ибн-Роста, «не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен; единственный промысел их – торговля собольими, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим». «Они, – как пишет автор «Книги драгоценных драгоценностей» (930-е годы), – производят набеги на Славян; подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ, который отправляют потом в Хазарию, и к болгарам и продают там». Совершая набеги, варяги «питаются лишь тем, что добывают в земле славян». То же самое подтверждает византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении об управлении государством (середина X века). Он описывает военно-торговый путь Руси из Новгорода в Константинополь, куда они приходили на ладьях (однодеревках), которые покупали у славян в виде колод, а затем оснащали и спускались на них от Киева к Понту. «Зимний и суровый образ жизни этих самих Руссов таков. Когда наступит ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми Руссами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой объезд, и именно в славянские земли Вервианов (древляне), Другувитов (дреговичи), Кривичей, Севериев (северяне) и остальных Славян, платящих дань Руссам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои однодеревки, как сказано выше, снаряжаются и отправляются в Романию». Обычным делом для многих жителей древней Руси была охота на зверя. В те времена это было не развлечение, а важный промысел, требовавший соответствующие навыки и орудия. С луком охотились на птицу, с неводом – на рыбу. На кабана и медведя ходили ватагами, большими группами охотников, вооруженных вилами. Княжеская охота обставлялась как праздничное событие, и по её итогам проводилось пиршество. ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «РОД ЗАНЯТИЙ РУСОВ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.208-212). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
7 месяцев назад
ВНЕШНОСТЬ (55) С антропологической точки зрения, население Северо-восточной Европы варяжской эпохи, независимо от племени и рода, относилось к белой расе. Оно собственно и стало основой того европеоидного типа, который отличает современную белую расу от черной и желтой, т. е. от негроидов и монголоидов. Внутри европейской общности есть различные подгруппы: нордическая, балтийская, средиземноморская, кавказская, динарская. Славяне изначально были весьма близки по всем параметрам к германцам и балтам. Есть теория, утверждающая, что в истории был период единой балто-германославянской общности. Кроме того, смешение происходило на уровне княжеских семей, где были распространены династические браки. По внешнему виду неспециалисту иногда трудно различить родовую или племенную принадлежность, но есть черты, по которым можно определить, по крайней мере, регион или подрасу. Достаточно подробная характеристика славян содержится в книге Прокопия Кесарийского «Война с готами» (VI-VII века). Он упоминает о них в связи с многочисленными военными столкновениями и межэтническими контактами в районе нижнего Дуная, по которому проходила граница между Римской империей и варварами. Среди них были славяне и анты. По внешнему виду они мало отличались друг от друга: «Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них был очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно красные». Образ жизни у них грубый, а обычаи варварские. У них были общие боги и законы, а обитали славяне «в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга», жили отдельными поселками, не занимая много земли. У арабских авторов мы находим несколько описаний Русов, мужественных и храбрых воинов. Они не противоречат друг другу, а лишь дополняют в целом ясную картину. Ибн-Рост пишет о Русах: «Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях», «о внешности своей заботятся, потому, что занимаются торговлей», они «любят опрятность в одежде, даже мужчины носят золотые браслеты». Еще более знаменито описание Ибн-Фадлана. «Сказал он: я видел Русов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль, и я не видел более совершенных членами, чем они, как будто они пальмовые деревья, они рыжи, не надевают ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина одевает кису, которую он обвивает один из боков и одну руку выпускает из под нее. Каждый из них имеет при себе неразлучно меч и секиру; мечи же их суть широкие, волнообразные, клинки франкской работы. Начиная от конца ногтя каждого из них до его шеи видны зеленые деревья, изображения и другие вещи». Речь тут, по-видимому, идет о татуировке, которую носили и женщины. Описывая украшения женщин, Ибн-Фадлан замечает, что «они имели «много цепей на шее», а также «зеленые бусы из глины». Другой автор, Ибн-Хаукаль свидетельствует, что Русы носили «малые куртки», в отличие от хазар и булгар, имевших «длинные куртки». По его же данным: «Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие лошадиной гривы и окрашивают ее желтой (или черной) краской». Следует заметить, что украшения русичей и славян, а также символические знаки, типа ярги-коловрата, вышитые на одежде и наколотые на теле, имели глубокий космогонический смысл. На диадемах, кокошниках, серьгах и кольцах часто изображались священные животные или знак Мирового (райского) Древа. Женский головной убор (кика, кокошник) представлял собой образ небесного свода. Это вдохновило многих художников на этнографические картины с древнерусскими костюмами, а поэта А.С. Пушкина на знаменитые строки о сказочной царевне, которая: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «ВНЕШНОСТЬ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.207-208). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
8 месяцев назад