Правительство обновило перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Кроме лекарств от анемии и туберкулеза, в него также вошли средства для лечения онкологии, а также от очень редких, хронических, аутоиммунных, сердечно-сосудистых и инфекционных болезней. Новый перечень вступает в силу с 24 февраля. «Парламентская газета» узнала, как расширение списка поможет пациентам.
Лекарств стало больше
В декабре 2025 года Правительство пополнило перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на восемь препаратов. А всего за 2025 год список увеличился на 26 средств. Теперь в нем уже 827 наименований. По данным Правительства, 80,5 процента из них производятся в России по полному циклу, включая синтез фармацевтической субстанции, или со стадии готовой лекарственной формы. В планах за пять лет довести долю средств, произведенных в России, до 90 процентов.
«На это нацелены профильный национальный проект и Стратегия развития здравоохранения до 2030 года», — заявил Михаил Мишустин на заседании Правительства 24 декабря 2025 года.
Восемь новых лекарств в перечне — это средства от анемии, нейтропении, рецидивирующего перикардита, туберкулеза и различных злокачественных образований.
«Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов дополнен восемью позициями по международным непатентованным наименованиям: капивасертиб — для лечения рака молочной железы; камрелизумаб — для лечения злокачественных новообразований носоглотки и пищевода; даролутамид — для лечения злокачественных новообразований предстательной железы; лорлатиниб — для лечения злокачественных новообразований бронхов и легкого; луспатерцепт — для лечения анемии при миелодиспластических синдромах; претоманид — для лечения туберкулеза; пэгфилграстим — для лечения нейтропении; гофликицепт — для лечения идиопатического рецидивирующего перикардита», — рассказала «Парламентской газете» адвокат, председатель совета учредителей АНО «Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения» Полина Габай.
Распоряжение кабмина вступит в силу в феврале. Одним из его нововведений стал новый принцип, по которому формируется перечень ЖНВЛП. «Теперь разные лекарственные формы лекарственного препарата с одним международным непатентованным наименованием группируются по определенным признакам: путь или способ введения препарата, основные или дополнительные элементы лекарственной формы, тип высвобождения», — также пояснила Полина Габай.
По ее словам, такой подход ускоряет доступ пациентов к новым препаратам. «Агрегирование упрощает включение новых форм уже включенных препаратов. Это позволит экспертам комиссии сосредоточиться на рассмотрении новых препаратов и ускорит доступ пациентов к современной терапии», — пояснила Полина Габай.
Цена имеет значение
Лекарства из перечня применяются для лечения пациентов по программам госгарантий бесплатной медицинской помощи, а цены на них регулируются государством.
«Включение в перечень новых препаратов действительно повышает их доступность. Потому что в этом случае препарат, во-первых, становится доступен для закупок за бюджетные деньги, то есть по различным программам государственным или региональным. И во-вторых, эти препараты становятся предметом аукционов, тендеров, и это означает, что у них есть зарегистрированная цена, предельная отпускная цена, выше которой производитель не может назначить. И все торги будут вестись на понижение цены», — пояснила провизор, главный научный сотрудник НИИ Семашко, доктор фармацевтических наук Мария Денисова.
На поддержание конкуренции по цене между взаимозаменяемыми препаратами также влияет и упомянутое выше агрегирование. «Одновременно агрегирование предотвращает необоснованное сужение круга участников закупок и исключает обход ценового регулирования путем формальной смены лекарственной формы», — указала Полина Габай.
В результате всех обновлений лекарства из перечня пациентам будет легче найти и купить. «С одной стороны, увеличивается физическая доступность, а с другой, и финансовая, поскольку эти препараты будут иметь регулируемую цену», — пояснила Мария Денисова.
Нужна ясность
По словам Полины Габай, половина из новых наименований в перечне уже отражена в клинических рекомендациях. В частности, гофликицепт включен в клинические рекомендации «Перикардиты» в 2025 году. А согласно клиническим рекомендациям «Злокачественное новообразование бронхов и легкого» 2022 года, пациентам в ряде случаев рекомендуется лечение лорлатинибом. И до его включения в перечень жизненно важных лекарств поставка его в больницы могла происходить только по решению врачебной комиссии при наличии медицинских показаний либо при включении препарата в соответствующие региональные перечни.
Эксперты заключают, что еще далеко не все препараты из утвержденных в клинических рекомендациях входят в перечень, а значит, труднодоступны для пациентов.
«В распоряжение Правительства также не попали лекарственные препараты, ранее одобренные комиссией и предусмотренные соответствующими клиническими рекомендациями с МНН: Цефтобипрол медокарил (для лечения внебольничной пневмонии), Лоноктоког альфа (для лечения гемофилии типа А), Энфортумаб ведотин (для лечения уротелиального рака), Пэгцетакоплан (для лечения пароксизмальной ночной гемоглобинурии)», — привела примеры Полина Габай.
Причины, по которым эти препараты еще не вошли в перечень, неясны, так как процедура изменения перечней не предусматривает обязательных пояснений по этому поводу.