Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

Василий Первый и фактор Тамерлана

(продолжение, начало здесь) Витовт на двух стульях Через несколько месяцев на встречу с Витовтом в сторону Смоленска из Москвы выехало посольство во главе с князем Василием и митрополитом Киприаном. Документов о договоренностях двух правителей не сохранилось. Вскоре состоялось ответное посольство Витовта на Русь. Литовский и московский правители встретились в Коломне. Там было решено от Литвы и Руси просить новгородцев разорвать мирные отношения с немцами. С Волхова пришел насмешливый ответ: «Нам господине, князь великый Василей Дмитреевич с тобою мир своя, а с Витовтом ин (иной – КК), а с Немци ин». Новгородцы намекали на то, что Василий, идя на поводу у Витовта, вряд ли соответствует статусу «великий». В ответ на это Василий отправляет переговорщиков на Двину – в регион крупнейшего поставщика пушнины. С двинскими князьями получается договориться: взамен полной лояльности Москве им предлагаются всяческие торговые льготы. Добившись своего, Василий разрывает соглашение с новгородским

Василий Первый и фактор Тамерлана

(продолжение,

начало здесь)

Витовт на двух стульях

Через несколько месяцев на встречу с Витовтом в сторону Смоленска из Москвы выехало посольство во главе с князем Василием и митрополитом Киприаном. Документов о договоренностях двух правителей не сохранилось. Вскоре состоялось ответное посольство Витовта на Русь. Литовский и московский правители встретились в Коломне. Там было решено от Литвы и Руси просить новгородцев разорвать мирные отношения с немцами. С Волхова пришел насмешливый ответ: «Нам господине, князь великый Василей Дмитреевич с тобою мир своя, а с Витовтом ин (иной – КК), а с Немци ин». Новгородцы намекали на то, что Василий, идя на поводу у Витовта, вряд ли соответствует статусу «великий».

В ответ на это Василий отправляет переговорщиков на Двину – в регион крупнейшего поставщика пушнины. С двинскими князьями получается договориться: взамен полной лояльности Москве им предлагаются всяческие торговые льготы. Добившись своего, Василий разрывает соглашение с новгородскими насмешниками-боярами.

Пока Василий ведет переговоры с Литвой, за его спиной Витовт ведет двойную игру. Летом 1397 года великий магистр Тевтонского ордена Конрад фон Юнгинген договаривается с правителем Литвы о заключении союза. Согласно его условиям предполагалось совместное тевтонско-литовское наступление на русские земли с целью их присоединения. К Литве должен был отойти Новгород, а к Ордену – Псков. Неожиданно Витовт получает еще одно пожелание от орденских послов: присоединить, помимо Пскова, еще часть Новгородской земли. Переговоры затягиваются. 8 августа великий магистр ордена дает своему послу инструкцию: передать королю Венгрии, что задержка переговоров произошла по вине людей из Ливонии. Ливония требует Водскую землю (Ладогу, Орешек и Карелу). Сама Вотская земля – это выход Ордена на невский берег, а значит – контроль над Новгородской торговлей. Витовт, уже видевший себя новгородским князем, был, конечно, против.

Подискутировав несколько месяцев, тевтоны и Витовт на острове Салин подписывают важный договор (Салинский вечный мир), в котором они гарантировали друг другу, что каждый будет владеть своей землей: магистры Ордена – Псковской, а Витовт – Новгородской. В тексте договорной грамоты, составленной великим магистром, было указано: «Мы не должны иметь никаких притязаний на землю Великого Новгорода… Она должна принадлежать господину Витовту, его христианским наследникам и преемникам навечно».

Таким образом, на северных рубежах практически был создан антимосковский военно-политический союз Литвы и Ордена. Знал ли о предательстве своего тестя Василий I? Наверняка, так как скрыть факт литовско-немецких переговоров было крайне сложно. Тогда же осенью 1398 года московский князь укрепляет позиции Москвы в Новгороде и Пскове. Новгородское вече в срочном порядке заключает с Москвой «мир по старине», посылает убийц прикончить литовско-новгородского князя Романа Юрьевича, на его место приглашает брата Василия I князя Андрея Дмитриевича, а во Псков приезжает править Иван Всеволодович, родственник Василия I.

Понимая, что Василий I укрепляется на севере, Витовт переходит к созданию более широкой коалиции, пытаясь включить в нее Тохтамыша.

Третий стул Витовта: Тохтамыш

Уйдя от преследования Тимура, Тохтамыш объявился в Крыму – последнем его форпосте. Египетская хроника находит его следы: «В субботу 16 джумадиэлахыра 799 г. (17 марта 1397 г.) к высочайшему двору в Мыср богохранимый пришло известие, что кан Тохтамышхан, государь стран „Северные степи”, сидевший на престоле Беркехана в землях Кипчацких, собрал войска и пошел на владетеля города Кафы, лежащей на берегу Крыма и принадлежащей Генуэзским франкам, что между ними произошло сражение и что кан Тохтамышхан приступил к осаде её». А московская летопись пишет, что Тохтамыш бежал из Крыма «в Киев и со царицами, да два сына с ним». Из Крымских степей и берегов Тохтамыша прогнал беклярибек Тимур Кутлуга, эмир Едиге (Едигей).

Продолжение

Константин Кусмауль

Москва

Подписаться

#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ