Познай Бога и познаешь жука (О двух теориях познания и крайнем рациональном индивидуализме, оторванном от бытия)
1
Л. Витгенштейн, один из крупнейших философов 20-го века, как-то привёл пример, в котором человек современной нам западной ментальности, с коробкой в руках и с жуком в ней, теряет понятие реального жука в разговоре о жуке с таким же человеком, тоже с коробкой и с жуком в ней...
Это напомнило мне двух тоже разрозненных наблюдателей одной реки из иллюстрации А. Эйнштейна к его «Теории относительности» и снова показало весь безнадежный релятивизм и самой «Теории относительности».
И напомнило давний спор, теперь уже и в среде самих номиналистов о понятиях слов, утративших для них сегодня окончательно единую реальность. (Как и продолжающийся сегодня средневековый спор номиналистов с реалистами.)
И там, и тут участники эксперимента (хозяева коробки с жуком или наблюдатели с разных сторон одного явления (реки)), сохранив некую рациональную ментальность, до крайности уже рационализированную, утратили единое сознание, сам органический дух цельной жизни. Общее понимание реальности исчезло в относительных суждениях рационалистов всех мастей о ней.
Из суждений ушла непосредственная, общая для всех людей жизнь. Остались суждения, ей навязываемые. Глубокое, интуитивное понимание жизни исчезло из "умной", (делающей относительной любое познание) коробки с жуком или из единой, какой она должна быть, теории. И противоречие это вышло на первый план (пример с жуком Л. Витгенштейна).
В результате, Эйнштейновские наблюдатели реки или Витгенштейновские люди с коробками жуков и своими суждениями о реке и жуках, не понимают друг друга, потому что «упустили из вида» само интуитивно и изначально данное в сознании бытие, реальную реку, жука. Небытийствующий отныне, искусственный номинализм лишил живую человеческую интуицию дара речи.
Как-то в ходе истории из Просвещения выскочило единое понятие Первопричины, данное нам не в рассудке только, но прежде всего в этой самой глубинной и живой интуиции.
Ушла «из-под ног» современного формального наблюдателя таинственная территория изначального сознания и его единого бытия, не расчленённого рассудком на разрозненные элементы, на субъекты и объекты. Исчезли сами по себе жук и река.
А осталась таким «наблюдателям» изолированная от Первопричины, от своего начала, разделённая в себе и абсолютно-относительная без духовного центра сознания реальность – рассудочного как бы социального частичного сознания.
Сознания, как в примере Л. Витгенштейна. Частное сознание рассудка или «малого разума», по словам русского философа. И относительная реальность такого рассудка, отнюдь уже не покрывает изначального единого бытия и всецельной жизни.
2
Западные философы-номиналисты, победив в споре философов-реалистов, «победили и Первопричину, и Логос (больший, чем рассудок, реальный разум), и сами же философы потеряли единое Бытие-Сознание, и, наконец, они перестали понимать даже друг друга. После Канта и Гегеля философия западного рационализма распадается окончательно (кончен уже и постструктурализм постмодерна) до споров о жуке в коробке.
Полный релятивизм победил и науку, и здравый смысл, но и философский парадокс (область искусства).
Так победа предельно рационализированного номинализма над реализмом на западе обернулась на деле личным поражением сознания западного индивидуалиста и субъективного идеализма в целом как основного поставщика ложной гносеологии так релятивизированного и рационализированного сознания. Само рационализированное сознание с его доказательным дискурсом обернулось небытийной ложью. Кто сказал, что рационализированную ложь нельзя доказать. (Мы видим примеры таких доказательств сегодня со стороны западной пропаганды в современной войне на Украине. Вполне себе как бы стройные «теории разных относительностей» от имени разнообразной исторической лжи. И разве не доказаны ни сама история, ни её сегодняшние переделы в корыстных целях западными элитами?) Но я отвлёкся от чистой мысли.
К счастью для человечества есть исключения в современной философии. Не говоря о великой русской философской мысли (для чистоты нашей темы), это – противоположные тенденции на том же западе. Например, интуитивизм А. Бергсона (см. книгу «Творческая эволюция») или обращение к «Вечной философии» в трансперсональной психологии (С. Гроф, А. Минделл и др.), или архетипическая и в широком смысле (не рассудочная только, а глубокая) научная психология К. Юнга, предсказавшего западный фашизм в Германии, и др. выдающиеся мыслители (Бердяев упоминает Ф. Баадера, например), включающие в познание также огромную живую область духовных знаний и мировых практик вообще.
Воистину: «Дух веет, где хочет» (живой, а не книжный, фарисейский дух, надо понимать).
Поэтическое мышление или творческое познание бытия – только и спасительно для мира, и оно противостоит «злому» абсурду западного рационализма (формализованного субъективного натурализма), яркий и страшный пример которого (роковое, искусственно создаваемое земной властью запада непонимание между людьми, чтобы легче было править с выгодой для элиты, враждебной человечеству).
И Л. Витгенштейн демонстрирует это искусственно посеянное непонимание между индивидуумами, оболванивание их небытийственной ложью современной западной цивилизации (в пользу власть имущей элиты), её искусственной (из специальной пробирки) мыслью, поддерживающей обогащение власти.
И эту мысль, по существу, ложную, рационально-номинальную (дискурс без единой реальности), эту изолированную от истины мысль, мысль нарочито оторванную (ради частной выгоды верхушки запада) от Первоисточника общей человеческой Жизни, от вселенского Логоса (Христа) – прекрасно иллюстрирует на примере жука в коробке Л. Витгенштейн. Пример, который я привёл в начале этих записок. Запад (надо думать не весь) – такой жук в коробке.
Автор: Алексей Кривошеев
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!