Найти в Дзене
Татьяна Козлова

Потеря контакта с собой

Часть 1. Наверно это не пост, а скорее заметка. Текста будет много, поэтому будет часть 2. Я об этом говорю и пишу потому, что сама теряла контакт с собой. Но не осознавала, что это так называется. А когда контакт восстановлен, я замечаю его отсутствие у других людей. Итак, потеря контакта с собой — это распространенное явление, которое психологи часто описывают как состояние отчуждения от собственных истинных желаний, чувств и потребностей. Знаете это чувство, когда просыпаешься утром и понимаешь, что проживаешь чужую жизнь? Вроде бы всё прилично, всё «как надо», но внутри — густая серая пустота. Ты смотришь на себя в зеркало и не понимаешь, чего хочешь именно ты, без оглядки на мужа, детей, родителей и мнение подруг. Почему мы разучились слышать свой внутренний голос и следовать за ним? Для женщин это может происходить по ряду причин. Начну с "синдрома хорошей девочки". С детства девочек часто учат ориентироваться на других и быть удобными. «Не капризничай», «будь паинькой», «не

Потеря контакта с собой. Часть 1.

Наверно это не пост, а скорее заметка. Текста будет много, поэтому будет часть 2. Я об этом говорю и пишу потому, что сама теряла контакт с собой. Но не осознавала, что это так называется. А когда контакт восстановлен, я замечаю его отсутствие у других людей.

Итак, потеря контакта с собой — это распространенное явление, которое психологи часто описывают как состояние отчуждения от собственных истинных желаний, чувств и потребностей. Знаете это чувство, когда просыпаешься утром и понимаешь, что проживаешь чужую жизнь? Вроде бы всё прилично, всё «как надо», но внутри — густая серая пустота. Ты смотришь на себя в зеркало и не понимаешь, чего хочешь именно ты, без оглядки на мужа, детей, родителей и мнение подруг.

Почему мы разучились слышать свой внутренний голос и следовать за ним? Для женщин это может происходить по ряду причин.

Начну с "синдрома хорошей девочки". С детства девочек часто учат ориентироваться на других и быть удобными. «Не капризничай», «будь паинькой», «не спорь со взрослыми», «не шуми». Это учит подавлять свой гнев и отстаивание личных границ. Злость и раздражение — под запрет, ведь это «некрасиво». Но злость — это маркер того, что наши границы нарушены. Затыкая свой гнев, мы затыкаем сами себя. Когда женщина запрещает себе злиться, она теряет доступ к своим потребностям.

И мы вырастаем с установкой, что наша ценность зависит от оценки других. «Что подумают люди?», «Надо быть хорошей для мамы/учителя/мужа». Внешняя оценка становится важнее внутреннего ощущения.

Современная реальность требует от женщины быть одновременно матерью, женой, домработницей, успешным сотрудником и «прекрасной леди». В бесконечном списке дел («сварить борщ — заплатить налоги — проверить уроки — сдать отчет») просто не остается окна, чтобы спросить себя: «А чего хочу Я прямо сейчас?». Получается выживание вместо жизни. Режим многозадачности перегружает нервную систему. Чтобы выдержать нагрузку, психика «отключает» чувствительность, как предохранитель. Легче не чувствовать усталость, чтобы добежать до кровати. Мы живем на автомате, потому что если начать чувствовать усталость — можно просто упасть и не встать. Психика отключает чувствительность ради нашего выживания.

Мы часто путаем любовь с тотальным слиянием. Сначала мы живем интересами мужа, потом растворяемся в детях. Их радости становятся нашими, а свои куда-то исчезают. Женщина перестает понимать, где заканчиваются они и начинается она. Ее радость — это их радость, ее цели — это их цели. Особенно опасен период материнства, когда женщина 24/7 подстраивается под ритм малыша. Но задерживаться в этом состоянии, когда ребенок подрос — значит потерять себя окончательно.

Это физиологичный, но кризисный период потери контакта с собой, из которого важно вовремя выйти.

Любая сильная боль (потеря, предательство, насилие, расставание) заставляет психику строить бетонные стены. Чтобы не чувствовать боль, мы перестаем чувствовать всё. И вот ты уже существуешь как будто в вакууме — работаешь, ешь, разговариваешь, но внутри тишина. И, к сожалению, отключив боль, невозможно оставить включенной радость. Любая непроработанная травма заставляет психику строить защитные механизмы. Женщина начинает жить «как будто», механически выполняя действия, но не ощущая вкуса жизни.

Мы привыкли относиться к своему телу как к врагу или как к инструменту, который вечно не дотягивает до стандарта. Постоянная критика в зеркале: «плохая кожа», «не те ноги», «слишком много морщин». Мы воюем с собственной физической оболочкой, вместо того чтобы быть ей благодарными. Когда ты ненавидишь свое тело, как ты можешь слышать его сигналы? Это создаёт глубочайший раскол: личность сама по себе, а тело — само по себе, с его потребностями, усталостью и циклами.

Это лишь часть причин. Мы так старательно заботимся о других, что забываем: источник сил внутри нас иссякает, если его не питать вниманием.

Продолжение следует…

❓А вам знакомо чувство, что вы живете «как будто» и не чувствуете вкуса жизни? Можете не писать в комментариях, а просто поставить свою реакцию💜