Найти в Дзене
Макс Лайф

Президент России Владимир Путин принял участие в ежегодном совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов Российской

Федерации. Встреча посвящена итогам работы российской судебной системы в 2025 году и задачам на 2026 год. С докладом также выступил председатель Верховного суда Игорь Краснов. Часть третья. Путин. Хотел бы отдельно остановиться и на вопросах работы судов по гуманизации уголовного законодательства и практики его применения. В этом плане в прошедшем году был реализован целый ряд законодательных инициатив Верховного Суда, а именно более широкое применение отсрочки отбывания наказания в отношении беременных женщин, в отношении мужчин и женщин, имеющих ребёнка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем, а также ограничение заключения под стражу женщин, имеющих малолетних детей, и лиц, страдающих тяжёлыми заболеваниями, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ненасильственного характера. Число случаев избрания меры пресечения в виде заключения под стражу уменьшилось также на 6,2 процента. На два процента увеличилось количество случаев избрания домашнего ареста.

Президент России Владимир Путин принял участие в ежегодном совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов Российской Федерации. Встреча посвящена итогам работы российской судебной системы в 2025 году и задачам на 2026 год. С докладом также выступил председатель Верховного суда Игорь Краснов.

Часть третья. Путин.

Хотел бы отдельно остановиться и на вопросах работы судов по гуманизации уголовного законодательства и практики его применения. В этом плане в прошедшем году был реализован целый ряд законодательных инициатив Верховного Суда, а именно более широкое применение отсрочки отбывания наказания в отношении беременных женщин, в отношении мужчин и женщин, имеющих ребёнка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем, а также ограничение заключения под стражу женщин, имеющих малолетних детей, и лиц, страдающих тяжёлыми заболеваниями, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ненасильственного характера.

Число случаев избрания меры пресечения в виде заключения под стражу уменьшилось также на 6,2 процента. На два процента увеличилось количество случаев избрания домашнего ареста. Всё это говорит о некотором смягчении практики избрания мер пресечения, связанных с ограничениями права на свободу. Шире стала использоваться и практика назначения альтернативного наказания по уголовным делам: условное лишение свободы, штрафы, обязательные работы и так далее.

У меня тоже есть справка. Конечно, вы знаете об этом – из числа осуждённых реальное лишение свободы назначено 125 тысячам лиц, или 26 процентам, а в отношении почти 320 тысяч лиц, или 71 процента, назначены альтернативные наказания.

Прошу Верховный Суд обеспечить постоянный мониторинг соблюдения судами сроков рассмотрения уголовных дел в отношении обвиняемых, содержащихся под стражей. На особом контроле прошу держать вопрос об обоснованности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления в ходе предпринимательской и иной экономической деятельности.

Конечно, как в известном фильме было сказано, все мы помним, «вор должен сидеть в тюрьме». Но есть нюансы. За какие-то небольшие правонарушения сразу запирать человека за решётку – не всегда это обосновано. Конечно, самое главное – мы это хорошо с вами знаем со скамьи университетской, институтской, – самое главное что? Чтобы наказание было неизбежным. А вот вопрос, касающийся того, какое это должно быть наказание, – это как раз ваш вопрос.

Важная тема, которую сегодня уже затрагивал, – это внедрение в деятельность судов новых информационных технологий. Активно идёт системная цифровизация правосудия, что повышает эффективность и скорость рассмотрения дел, обеспечивает бо́льшую открытость судебных процедур.

Цифровые технологии меняют всё, абсолютно всё меняют в жизни и, как мы знаем, к сожалению, используются не только во благо: их активно применяют и в преступных целях террористические, экстремистские группировки, криминальные организованные сообщества. Возникают и новые формы преступной деятельности. Так, растёт число случаев, когда цифровая валюта является средством совершения преступления, незаконным доходом либо предметом криминального посягательства. И здесь практика, ситуации, с которой сталкиваются граждане, бизнес, зачастую не имеют системного нормативного регулирования. Жизнь, что называется, опережает право. Так всегда бывает, мы с вами тоже хорошо это знаем. Норма принимается, а жизнь ушла уже вперёд, и очень многие вещи являются уже неурегулированными. Так было всегда, особенно в периоды бурных изменений, и Верховный Суд должен своевременно реагировать, формировать единые подходы и разъяснять их судам, активно пользоваться своим правом законодательной инициативы.

🟪Читай в Max | 🚀Читай в Telegram | 🥰Смотри на RUTUBE