История рядового Андрея, которую мы разобрали в редакции "Окопной Юриспруденции", - это готовый алгоритм действий для тех, кто оказался в безвыходной ситуации: ушел в "самоволку" из-за невылеченного ранения, попал под уголовное дело, но сумел не только избежать колонии, но и уволиться со службы по состоянию здоровья. И главное, сделать это, не вернувшись в расположение части.
Для получения консультации подпишитесь на телеграмм канал и получите защиту прав добровольцев и военнослужащих.
Знакомьтесь, рядовой Андрей Д. Осенью 2023 года он подписал контракт с одной из бригад в ДНР и убыл в зону СВО. Весной 2024-го его подразделение накрыло минометным огнем. Множественные осколочные ранения грудной клетки, госпиталь, три недели лечения. Казалось бы, за этим следует эвакуация в тыл и освидетельствование ВВК. Но нет - Андрея выписали обратно в часть с осколками в теле, так и не дав пройти комиссию.
Финал этой истории оказался счастливым только благодаря грамотной защите. А начиналось все страшно.
Самоволка как способ выжить
Чувствуя, что организм не восстановился, а грудь раздирает боль, Андрей принимает не самое правильное, но понятное с человеческой точки зрения решение, он уходит по месту жительства, чтобы лечиться самостоятельно.
Военная машина дает задний ход редко. Командование не разбирается в причинах, оно видит факт отсутствия. Андрея объявляют в федеральный розыск, а военные следователи возбуждают уголовное дело по ч. 5 ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части в период мобилизации продолжительностью свыше месяца). Санкция - до 10 лет лишения свободы.
В этот момент важно понять: если вы в розыске и против вас возбуждено дело, прятаться бесконечно нельзя. Нужно решать проблему в юридическом поле.
Шаг 1. Явка с повинной (но подготовленной)
Андрей обращается к адвокату. Перед тем как идти в военный следственный отдел, он делает КТ грудной клетки (обычный рентген часто не видит мелкие осколки, особенно вблизи жизненно важных органов). Результат: осколок находится в корне легкого.
С этими документами в руках Андрей в сопровождении защитника является к следователю. Важный нюанс: явка с повинной в таких делах должна быть зафиксирована, но акцент смещается с признания вины в дезертирстве на донесение информации о тяжелом состоянии здоровья.
Шаг 2. Война с ВВК
Следователи, получив заявление, направляют солдата на военно-врачебную комиссию. И здесь начинается самое сложное. Военные врачи "не замечают" осколок на стандартных снимках.
Для получения консультации подпишитесь на телеграмм канал и получите защиту прав добровольцев и военнослужащих.
Здесь сработало железное правило защиты - не соглашаться на "рентген", если у вас есть КТ. Адвокат настоял на приобщении к медкарте результатов компьютерной томографии в высоком разрешении. Изучив их, врачи были вынуждены признать: осколок в корне легкого - это основание для категории годности "Д" (не годен к военной службе).
Шаг 3. Прекращение уголовного дела
Наличие заключения ВВК с категорией "Д" сыграло ключевую роль. Следователь не дурак: суд, увидев, что военнослужащий непригоден к службе по состоянию здоровья, полученного при исполнении (военная травма) , с большой вероятностью прекратит дело в связи с отсутствием состава или деятельным раскаянием. Чтобы не портить статистику и не возиться с судом, следователь вынес постановление о прекращении уголовного преследования. Дело закрыто, розыск отменен.
Шаг 4. Увольнение без возвращения в строй
Казалось бы, всё. Бери военный билет и иди. Но не тут-то было. Командование части уперлось: "Явись в расположение, тогда и поговорим об увольнении". Для больного человека с осколком в легком, находящегося за сотни километров от части, это требование выглядело издевательством.
Здесь вступил в действие административный иск. Андрей обратился в гарнизонный военный суд с требованием признать бездействие командования незаконным и обязать командира издать приказ об увольнении.
Для получения консультации подпишитесь на телеграмм канал и получите защиту прав добровольцев и военнослужащих.
Позиция защиты была железобетонной:
- Есть заключение ВВК (основание для увольнения).
- Есть прекращенное уголовное дело (юридических препятствий нет).
- Личное присутствие для издания приказа не требуется - это бюрократическая процедура.
Судья принял решение в пользу военнослужащего. И вот тут командование быстро "нашло" выписку из приказа об увольнении в отставку по состоянию здоровья. Суды не любят, когда им указывают на очевидные нарушения, и командир предпочел не доводить дело до жесткого судебного решения.
Что имеем в сухом остатке?
Андрей уволен. Он уже встал на воинский учет в военкомате по месту жительства. Сейчас он добивается положенных выплат:
- Единовременного пособия при увольнении;
- Страховых выплат за военную травму;
- Ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Выводы "Окопной Юриспруденции":
- Если вы ушли из-за неоказания медпомощи, это нужно фиксировать и доказывать. Шанс вернуться в правовое поле есть.
- Не соглашайтесь на поверхностные осмотры. Если ваше состояние не совпадает с выводами военврачей, требуйте углубленных исследований (КТ, МРТ). Имеете право.
- Если командование "забывает" вас уволить, хотя все основания есть, не бойтесь идти в гарнизонный военный суд. В 90% случаев суд встает на сторону больного военнослужащего.
- Андрей уволен по болезни, но болезнь наступила в период военной службы вследствие военной травмы. Это дает ему право на единовременную выплату в 3 млн рублей и ежемесячные компенсации, если установят инвалидность или стойкую утрату трудоспособности.
Если вы оказались в похожей ситуации (СОЧ, уголовное дело и проблемы со здоровьем) - не ждите, пока вас задержат. Ищите защиту и документируйте свое состояние. Даже с осколком в легком можно добиться справедливости.
Подписывайтесь на «Окопную Юриспруденцию», чтобы знать свои права и уметь их защищать.